Эволюция управления: как эффективно перейти от директивы к делегированию
Как обрести баланс между работой и жизнью? Нужно делать ровно то, что кроме вас никто сделать больше не может. Каким бы гениальным и многозадачным вы не были, в сутках всего 24 часа, а у вас только две руки и одна голова. В условиях повышения сложности и комплексности поступающих задач миссия держать все под контролем приближается к невыполнимой или пострадает качество результата.
Хорошая новость: успеть все — возможно. Плохая новость: если вы сейчас оглянетесь и захотите мгновенно передать часть своих обязанностей кому-либо, то с большой вероятностью не обнаружите такого человека в своем окружении. Потому что люди, которые способны качественно взять на себя часть ваших задач, не берутся из неоткуда. Появление такого человека всегда напрямую связано со стилем управления менеджера.
На разных этапах развития бизнеса и команды эффективнее менять стили управления в соответствии с задачами на текущем уровне, варьируя степень контроля и уровень делегирования. Разберемся, когда и какой стиль управления эффективнее применять.
Директивный
Характеризуется высоким уровнем прямого руководства и низким уровнем поддержки. Руководитель ставит конкретные указания и пристально следит за выполнением задач. Сотруднику сообщают его цель, подробное описание того, как должна выглядеть хорошо выполненная им работа, и предоставляется подробный план действий.
Когда стиль эффективен
- На начальном этапе с неопытными сотрудниками. Начальный этап бизнеса — это такой период, когда важно донести до сотрудников четкое видение пути компании, обучить людей такому же видению реальности, что и у лидера. Здесь формируется ядро команды и прокладывается путь к целям.
- С безынициативными или низкоквалифицированными сотрудниками, а также с теми, у кого есть проблема с дисциплиной. Низкая инициатива и квалификация говорят о недостаточно развитом мышлении человека, чтобы принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Здесь без директивного метода управления не обойтись. Тоже касается и «проблемных» сотрудников.
- В случаях, когда процесс не зависит от людей, или при выполнении жизненно важных задач. Независящий от людей процесс можно встретить на производстве или в иной другой механической работе. Если от сотрудника требуется контролировать производство гаек диаметром 3 см, он не должен решать самостоятельно — производить гайки диаметром 2,9 см или 3,1 см. Такому сотруднику достаточно методично выполнять директивную инструкцию.
- В работе при форс-мажорных или кризисных обстоятельствах (пожар, потоп, обрушение курса валюты более 5% за день и прочее). В мирное время лидер не нужен, нужны менеджеры. В стратегически сложной же ситуации именно лидер берет управление на себя и принимает основополагающие решения.
Минусы
При данном подходе у сотрудника «выжигается на корню» любая возможность, а в дальнейшем и желание проявлять инициативу. Если не пользоваться какой-либо способностью или навыком, он быстро забывается, а в перспективе может и вовсе исчезнуть.
Также при директивном стиле управления у сотрудника пропадает привычка думать самому, принимать решения, а следовательно, нести ответственность. Лидер получает груз ответственности за действия сотрудника и обязанность продумать весь алгоритм деятельности. Такому управленцу придется тратить много времени и энергии на контроль выполнения задачи.
Плюсы
Порой разрушать старые привычки мыслить и действовать не так уж и плохо. Например, если сотрудник попал к опытному лидеру с хорошо развитым стратегическим мышлением. Кроме того, директивное управление — это быстрый и эффективный способ решения проблем, так как не нужно тратить время на согласование. Хотя такой метод не всегда оптимален.
Наставнический
Характеризуется высоким уровнем прямого руководства одновременно с высоким уровнем поддержки. Лидер продолжает давать указания и пристально следит за выполнением заданий, но дополнительно объясняет свои решения, поддерживает инициативу, предлагает подчиненному высказать свои рекомендации. При таком стиле управления даже возможно двухстороннее обсуждение, но итоговое решение принимает все же лидер.
Когда стиль эффективен