Материал раздела Основной
Давид Блбулян

Серый шопинг: каковы перспективы российских магазинов приложений

Зарубежные магазины приложений отказываются работать с российскими компаниями из-за санкций, и все больше пользователей «идут» в сторонние магазины. Рассмотрим, как работает альтернатива App Store и Google Play и как в России обходят официальные запреты

Магазины приложений в привычном для нас виде были запущены еще 14 лет назад. В 2008 году компания Apple запустила App Store для iPhone. Позже в том же году открылся Android Market, который со временем превратился в Google Play. За прошедшее время из просто коллекции приложений магазины превратились в драйверы роста платформ. Кстати, Стив Джобс изначально был против открытия App Store. Вместо запуска магазина с отдельными приложениями он предлагал сторонним разработчикам создавать веб-приложения для Safari. Однако этому не суждено было сбыться.

Если смотреть на структуру магазинов приложений, то видно, что это сложные многокомпонентные платформы. Они работают не только как витрины для пользователей, но и позволяют проводить сквозные платежи во всех странах и для всех платежных систем и операторов. Также на этих платформах работает внутренняя реклама, аналитика пользовательского поведения, сбоев, сетевые инфраструктуры для доставки контента и передачи трафика и многое другое. Создание магазина приложений — задача нетривиальная, и для ее решения приходится привлекать многих специалистов.

Альтернативные магазины в мире

Сколько сейчас существует магазинов приложений? Большинству пользователей знакомы только «платформенные» iOS App Store или Google Play, некоторые слышали об Amazon Appstore или совсем недавнем RuStore, но на самом деле магазинов мобильных приложений в мире несколько десятков.

Для «закрытой» iOS существует всего несколько сторонних магазинов, которые работают только со взломанными (джейлбрейк) версиями операционной системы. Apple запрещает использование сторонних магазинов приложений в своей операционной системе, объясняя это вопросами безопасности и неконтролируемого качества. Поэтому количество пользователей таких сторонних магазинов минимально и всерьез рассматривать их как альтернативы для распространения приложений вряд ли возможно.

Для открытого во всех отношениях Android каждая компания или разработчик может создать свой магазин приложений. В этой операционной системе можно использовать сторонние магазины и даже вносить изменения в саму ОС. И таких сторонних магазинов существует несколько десятков. На Западе это в первую очередь:

  • Amazon Appstore;
  • Samsung Galaxy Store;
  • GetJar;
  • F-Droid;
  • Aptoide и прочие.

Например, в Amazon Appstore выпускаются приложения для собственных «читалок» компании, которые работают на варианте Android под названием Fire OS.

Главным же «заповедником» сторонних магазинов приложений для Android стал, конечно, Китай. Официально Google со всеми сервисами, в том числе Google Play, прекратил работу в Китае еще в 2011 году, и с тех пор там активно развивается собственная экосистема. На пике, еще несколько лет назад, в стране было несколько сотен магазинов. Сейчас их осталось несколько десятков, и в первую очередь это магазины производителей смартфонов:

  • Huawei AppGallery;
  • Xiaomi GetApps;
  • Oppo App Market;
  • My App от крупнейшего производителя игр Tencent;
  • Mobile Assistant от компании Baidu и прочие.

В силу огромного местного рынка у каждого такого магазина — тысячи и сотни тысяч приложений, десятки миллионов пользователей.

Как начать торговать на маркетплейсе
Интенсивы 5 дней

Магазины приложений в России