Саботируют и подрывают моральный дух: как сотрудники реагируют на кризис
Реагируют на кризис по принципу из крайности в крайность
Вопрос «Что теперь будет со мной, с моей семьей?», пожалуй, задает себе каждый, кто понимает, что компания проходит через кризис. В такой ситуации предсказать поведение человека трудно, так как у каждого свой эмоциональный багаж, паттерны и жизненный бэкграунд.
У одних запускается изоляционный процесс. Выглядит это так. Из-за того что человеку страшно и его будущее непонятно, он отгораживается от всяких обсуждений проблемы и дальнейших действий. В ситуации, когда компания пытается мобилизоваться для решения проблем, он остается в стороне и одновременно перестает верить в эту компанию. В том числе и потому, что никто не дал ему поддержку и не спросил, как вообще у него дела и как он переживает эти события.
Другие спасаются компенсационным нарциссизмом, то есть болезненной реакцией, которая проявляется в преувеличении своей роли в коллективе, личной значимости и своего вклада в общее дело. Эта реакция в первую очередь связана со страхом не справиться с вызовами окружающего мира, со страхом ощутить себя плохим. И если ему трудно в этом, высока вероятность, что он будет демонстрировать свое превосходство, как только почувствует опасность. Общая тревожность в группе, в организации сильно влияет на этот процесс.