Вы вышли на маркетплейс. За какими показателями надо зорко следить
Во втором квартале 2022 года пользователи пяти крупнейших российских маркетплейсов сделали более 400 млн заказов — на 80% больше, чем в прошлом году, подсчитали аналитики Data Insight. С расширением аудитории торговых площадок растет и прибыльность бизнеса продавцов, но при условии, что они выбирают подходящую категорию товаров для продажи; грамотно оформляют карточки; знают, как управлять ценами и закупками; умеют улучшать позиции в выдаче и повышать рейтинг. Для всего этого и нужна аналитика.
Выбор продукта
Работа с аналитикой начинается еще на этапе выбора продукта. Чтобы понять, получится ли заработать на конкретном продукте, изучите:
— товарную категорию
Важно, чтобы категория росла: ситуация на рынке постоянно меняется, и интерес к продукту, который на первый взгляд кажется востребованным, может постепенно снижаться — из-за перемены трендов или экономической ситуации (вспомните, как изменилось потребление во время первой волны COVID-19, когда резко спал спрос на одежду и косметику). Но со стороны это не всегда очевидно, поэтому необходимы реальные данные.
— число конкурентов и их долю в категории
Смотрите на то, насколько конкуренты сильны: выходить в нишу, где есть два-три сильных конкурента, экономически нецелесообразно. В этом случае вы заплатите неоправданно большую сумму, чтобы получить свою долю продаж и хорошие позиции на рынке. Сильный конкурент — это тот, который собирает львиную долю продаж (более 50%) и под товарами которого оставлено от 1 тыс. отзывов. Если конкуренция высокая, пробиться будет сложно — как и в ситуации, когда основная доля продаж приходится на одного-двух сильных игроков. Продавцам, которые только выходят на рынок, особенно с небольшим бюджетом, лучше выбирать узкую категорию со средней конкуренцией.