Материал раздела Основной

Вы вышли на маркетплейс. За какими показателями надо зорко следить

Маркетплейсы привлекают низким порогом входа. Но, чтобы магазины здесь приносили прибыль, их надо развивать на основе глубокого анализа. Евгения Евлютина (банк «Точка», направление «Маркетплейсы») — о том, какие данные собирать и как их интерпретировать
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Во втором квартале 2022 года пользователи пяти крупнейших российских маркетплейсов сделали более 400 млн заказов — на 80% больше, чем в прошлом году, подсчитали аналитики Data Insight. С расширением аудитории торговых площадок растет и прибыльность бизнеса продавцов, но при условии, что они выбирают подходящую категорию товаров для продажи; грамотно оформляют карточки; знают, как управлять ценами и закупками; умеют улучшать позиции в выдаче и повышать рейтинг. Для всего этого и нужна аналитика.

Выбор продукта

Работа с аналитикой начинается еще на этапе выбора продукта. Чтобы понять, получится ли заработать на конкретном продукте, изучите:

Тайм-менеджмент: как больше успевать и не выгореть
Интенсивы 5 дней

— товарную категорию

Важно, чтобы категория росла: ситуация на рынке постоянно меняется, и интерес к продукту, который на первый взгляд кажется востребованным, может постепенно снижаться — из-за перемены трендов или экономической ситуации (вспомните, как изменилось потребление во время первой волны COVID-19, когда резко спал спрос на одежду и косметику). Но со стороны это не всегда очевидно, поэтому необходимы реальные данные.

— число конкурентов и их долю в категории

Смотрите на то, насколько конкуренты сильны: выходить в нишу, где есть два-три сильных конкурента, экономически нецелесообразно. В этом случае вы заплатите неоправданно большую сумму, чтобы получить свою долю продаж и хорошие позиции на рынке. Сильный конкурент — это тот, который собирает львиную долю продаж (более 50%) и под товарами которого оставлено от 1 тыс. отзывов. Если конкуренция высокая, пробиться будет сложно — как и в ситуации, когда основная доля продаж приходится на одного-двух сильных игроков. Продавцам, которые только выходят на рынок, особенно с небольшим бюджетом, лучше выбирать узкую категорию со средней конкуренцией.