Ранний опыт: компании в России стали чаще использовать детский труд
Модные в недавнем прошлом разговоры про необходимость возрастного и гендерного разнообразия среди персонала в сытые годы редко приводили к практическим действиям. Компании не торопились принимать сотрудников, не укладывавшихся в выбранное компаниями прокрустово ложе. «Сейчас целевой для большинства рекрутеров и эйчаров образ кандидата «мужчина 20-40 лет» подвергается существенному пересмотру», — говорит Виктория Кабакова, директор проектов HR-маркетинга консалтинговой компании «Экопси». Не потому, что они перестали о нем мечтать, а потому, что по разным объективным причинам таких мужчин становится все меньше и меньше. «В итоге рекрутеры стали допускать все большее разнообразие в поиске кандидатов: проявляется большая лояльность к женщинам, к возрастным специалистам и к людям с ограничениями по здоровью», — констатирует она.
Еще одна быстрорастущая группа, о которой вспомнили компании, — подростки. Компании ценят их не только за то, что им можно платить меньше, — у юных сотрудников много качеств, которых недостает взрослым. Компании оценили опыт положительно: каждая седьмая ИТ-фирма в России набирает несовершеннолетних разработчиков в штат, еще больше тех, кто нанимает программистов, дизайнеров и эсэмэмщиков на аутсорсе. Работодатели сетуют, что нельзя привлекать тех, кому меньше 14 лет. Правительство собирается пойти навстречу — отменить ряд юридических сложностей, мешающих нанимать юных сотрудников. Однако есть те, кто опасается, что это создаст новые социальные проблемы.