Материал раздела Основной
Самое последнее, что стоит делать, оказавшись в условиях неопределенности, — необдуманно менять работающие фреймворки и методы, так вы только еще больше дестабилизируете реализацию проектов. Гораздо лучше определить узкие места классических методов и компенсировать их практиками из гибких подходов. Само по себе гибкое управление не панацея. Например, в случае с уменьшением документооборота мы снижаем затраты, а в случае с интенсивной коммуникацией, наоборот, увеличиваем. Любая из практик будет оправданна, если ее применение помогает достичь поставленной в проекте цели.
Среди практик, которые можно применять почти в любых, даже крупных и сложных проектах, чтобы продолжать действовать в условиях неопределенности, можно выделить девять основных. Рассмотрим их подробнее.
Что делать? Разбить поставку продукта на этапы, каждый этап — поставка работающей версии продукта, пригодной для использования.
Еще на стадии предпроекта стоит продумать план проекта и перечень требований к результатам таким образом, чтобы каждый этап представлял собой поставку рабочей версии продукта, которой клиент уже может воспользоваться (ИТ-система, бизнес-процесс, устройство, курс обучения). Частая ошибка, которая на самом деле рождается из классических методов, — делить проект на этапы, исходя из регулярной отчетности или актирования работ. Такой подход не отвечает потребностям реализации проекта или поставки продукта в условиях неопределенности, поскольку обыкновенно какая-то более или менее функционирующая версия поставляется в самом конце, когда она уже частично или полностью теряет актуальность для заказчика.
Кроме того, в ситуации неопределенности важно иметь возможность остановить проект. Если поставка продукта (пользы) происходит раз в год, то остановить такой проект будет сложнее, а если все же остановить, можно потерять все вложенные усилия и средства.