Пять случаев, когда корпоративный конфликт лучше разрешить мирно
Первое, что делают участники спора, — стараются разрешить его в досудебном порядке. Для этого они обмениваются официальными претензиями, следуя процедуре, предусмотренной договором, ведут переговоры и переписку.
В ряде случаев досудебное урегулирование спора является обязательным (п. 1 ч. 1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ, п. 5 ч. 1 ст. 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ). Игнорирование этого этапа грозит тем, что суд вернет недовольной стороне ее иск.
Если разрешить спор самостоятельно не удается, то его участники чаще всего обращаются в суд. При этом не редки случаи, когда сторона, считающая свои права нарушенными, даже не пытается провести переговоры: направляет претензию по почте, дожидается истечения срока в 30 дней и подает иск. Другая сторона может даже не знать о наличии конфликта.
Почему в суд стоит идти в последнюю очередь
При обращении в суд нужно быть готовым к трем серьезным неудобствам.
1. Длительные сроки рассмотрения дела
Закон ограничивает сроки рассмотрения дел в суде:
- суды общей юрисдикции рассматривают дела в течение двух месяцев со дня поступления заявления;
- мировые — в течение месяца со дня принятия заявления к производству (ст. 154 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ);
- арбитражные — в срок, не превышающий шести месяцев со дня поступления заявления. (ст. 152 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ).
Сроки рассмотрения дела зависят от характера спора, его сложности, числа и статуса участников. Кроме того, часто одна из сторон затягивает спор умышленно. Например, не является на заседание или по формальным причинам просит отложить его и дать ей больше времени для сбора доказательств.