Самые популярные соцсети переживают упадок. Почему это происходит
Неопределенностью 2022 года стали спекулировать — кто-то предрекает закат всему миру, кто-то крах крупнейшим экономикам, а кто-то говорит о кризисе глобальных социальных сетей. Истина, как всегда, лежит в другой плоскости.
Что стоит за красивыми показателями глобальных соцсетей
Если мы посмотрим на число ежемесячных активных пользователей соцсетей, то увидим следующее:
— Facebook* (ресурс, деятельность которого запрещена в России. — РБК Pro) — 2,91 млрд,
— YouTube — 2,56 млрд,
— WhatsApp — 2 млрд,
— Instagram* (ресурс, деятельность которого запрещена в России. — РБК Pro) — 1,47 млрд,
— Wechat — 1,26 млрд,
— TikTok — 1 млрд,
— Sina Weibo — 573 млн,
— QQ — 538,91 млн,
— Telegram — 550 млн,
— Snapchat — 538 млн.
Абсолютные цифры, казалось бы, огромны. Но если проанализировать динамику бизнеса, а соцсети — это, прежде всего, именно бизнес, то картина перестанет выглядеть такой безоблачной. Например, еще совсем недавно все специалисты воспринимали Instagram* и Facebook* как эталонную модель: подачи и потребления контента, расширения и «привязки» аудитории, встроенных возможностей для авторов управлять и продвигать свои ресурсы и монетизировать их, прозрачности для рекламодателей и пр.
Теперь же ситуация изменилась. В конце октября Meta* (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в России. — РБК Pro) поделилась отчетом за третий квартал, из которого стало ясно, что компания потеряла $9 млрд капитализации. Ее выручка упала на 4%, а операционная прибыль — на 46% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года — до $5,66 млрд. Следовательно, снизилась и чистая прибыль. Инвесторы недовольны, из-за этого с начала года акции компании подешевели почти в три раза: если в январе они стоили $313,2, то по состоянию на 6 декабря — $113,25. Минимум — $90,74 — был зафиксирован 31 октября.