Нишевые маркетплейсы против универсальных: возможна ли победа
Ecommerce — это маркетплейсы?
В пандемию маркетплейсы совершили перелом в сознании покупателей. Они привели в онлайн огромную аудиторию, в том числе «возрастную». Люди прочно «подсели» на модель интернет-торговли, которую практикуют площадки: все от булавки до холодильника в одном месте, удобная (а до недавнего времени еще и бесплатная) доставка товара в пункт временного хранения рядом с домом, возможность сравнивать цены и отзывы.
Рынок электронной коммерции растет от года к году. На ежегодном форуме Ecom Retail Week 2022 спикеры Data Insight Федор Фирин и Елизавета Хоботина привели следующие цифры:
- Количество онлайн-заказов в 2021 году выросло на 79% по сравнению с 2020 годом;
- Количество онлайн-заказов в первом полугодии 2022 года увеличилось на 68% по сравнению с первым полугодием 2021 года;
- На маркетплейсы пришелся 71% от всех онлайн-заказов в первом полугодии 2022 года. Из них 68% — доля двух крупнейших маркетплейсов Wildberries и Ozon;
- Доля маркетплейсов в общем объеме российского ecommerce в первом полугодии 2022 года по количеству заказов — 69%, или 400 млн заказов, что на 80% больше показателя сопоставимого периода 2021 года;
- Доля маркетплейсов в общем объеме российского ecommerce по выручке — 44%, или 500 млрд руб., рост — на 73% по отношению к аналогичному периоду 2021 года.
- Продажи в деньгах увеличиваются даже при снижении среднего чека и росте инфляции.
Эксперты придумали специальный термин, обозначающий стремительный рост влиятельности маркетплейсов, — «маркетплейсизация». Всех вокруг волнует либо как победить маркетплейс, либо как выйти на маркетплейс, либо как создать свой маркетплейс, либо как сделать все вместе.