Материал раздела Основной
Влад Сувернев

Как составить исчерпывающий портрет потенциального клиента

91% людей склонны купить товар бренда, который сделает им персональное предложение (Accenture Interactive). Чтобы придумать такое предложение, надо выяснить максимум подробностей о клиенте. Как, рассказывает интернет-маркетолог Влад Сувернев (GeekBrains)
Фото: Feng Li / Getty Images
Фото: Feng Li / Getty Images

Сегментация целевой аудитории

«Мужчина, 25 лет, живет в Москве» — это неправильное описание целевой аудитории. Оно не поможет понять цели клиентов, их потребности и возможные возражения при выборе продукта. Есть два метода сегментации.

Рекомендуем
Нетворкинг: как заводить полезные знакомства
Научитесь вести small talk и ненавязчиво укреплять социальные связи с нужными людьми — на интенсиве РБК Pro
Пройти интенсив

По основным признакам

Это самый популярный метод. Для создания корректного портрета используйте все признаки.

— Социально-демографические:

  • пол и возраст;
  • место жительства;
  • семейное положение;
  • наличие и количество детей;
  • поколение (X, Y, Z);
  • образование,
  • сфера деятельности и доход;
  • национальность и религия.

— Психографические:

  • мотив для совершения покупки: выделиться, следовать моде;
  • ценности: семья, здоровье, саморазвитие;
  • образ жизни;
  • критерии выбора: отзывы, советы родственников и т.д.
— Поведенческие:
  • причина покупки: необходимость, желание сделать подарок и т.п.;
  • основные критерии при выборе: качество, цена, гарантия;
  • место поиска продукта;
  • на что опирается при покупке: эмоции или рациональность.

Анализ поможет составить портреты потенциальных клиентов. Их может быть несколько, потому что люди преследуют разные цели. Возьмем, к примеру, тренажерный зал. Купить абонемент в него могут:

— женщины, желающие похудеть к лету;

— мужчины и женщины, ведущие здоровый образ жизни и поддерживающие себя в форме;

— мужчины, которые хотят набрать мышечную массу.

К каждому сегменту целевой аудитории нужен свой подход. Я советую использовать метод персон — инструмент для создания образов клиентов. Он представляет собой реалистичное описание потенциального представителя целевой аудитории, которое включает характеристики и потребности пользователей, возможные «боли» и барьеры при выборе продукта.

К примеру, вот два портрета клиента сервиса здорового питания.

Образ № 1

«Ксения, 28 лет, не замужем, нет детей. Живет в Москве, высшее образование. Работает менеджером по оптовым продажам. Заработная плата — 200 тыс. руб. В свободное время занимается музыкой. Ходить в спортзал не хочет, готовить не любит, тем более разнообразно. Для нее важно хорошо выглядеть. Хочет питаться правильно и сбросить вес».

Образ № 2

«Ахмад, 29 лет. Живет в Санкт-Петербурге, высшее образование. Не женат, детей нет. Работает дистанционно разработчиком. Заработная плата — 250 тыс. руб. Занимается спортом, свободное время тратит на активный отдых с друзьями. Не любит готовить, но придерживается правильного питания. Цель — поддерживать тело в форме. По религиозным соображениям не ест свинину, ищет сервис доставки еды, где можно исключить из рациона определенные продукты».

Метод «5 W»