Материал раздела Основной

Как дать сотруднику обратную связь, чтобы избежать ответной агрессии

Многие руководители не дают сотрудникам обратной связи. Но даже если дают, она оказывается бесполезной. Причина — ошибки в процессе беседы. Дмитрий Бибетко, бизнес-тренер «Академии бизнеса Б1», — о том, что это за ошибки и как их исправить
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

О важности обратной связи вам скажет любой сотрудник HR-департамента. Об этом написана не одна книга, проведена не одна конференция, а воз и ныне там. 95% команд, которые обращаются к нам за помощью в налаживании внутреннего взаимодействия, называют одной из ключевых проблем отсутствие обратной связи от руководителя и коллег. Получается, что все знают, как важно давать обратную связь, но все равно этого не делают.

Причины обычно называют следующие: «нет времени», «боюсь обидеть», «проще исправить самому», «не хочу давить», «не хочу агрессии в ответ», «не знаю, как и что говорить». При этом, согласно данным исследования Института Гэллапа, даже в тех компаниях, где обратную связь все-таки дают, лишь 26% сотрудников считают ее полезной. Разберемся, какие ошибки делают руководители в беседах с сотрудниками.

Ошибка № 1: Используют слова-конфликтогены

Часто в обратной связи в командах я слышу такие слова, как «вечно», «никогда», «плохо», «некачественно». Например: «ты никогда не отвечаешь вовремя на мои письма». Это типичные провокаторы конфликта (конфликтогены) — оценка и обобщение. Услышав такое, наш мозг сразу начинает защищаться. Обобщение — это неправда, так как мы не можем «вечно» опаздывать и наверняка хотя бы раз в жизни пришли вовремя. А оценка — вещь достаточно субъективная и обидная: возможно, сотрудник считает, что он выполнил задание максимально качественно, а от вас слышит обратное.

Решение: будьте максимально конкретны. Опишите, в какой именно ситуации какое поведение (то есть не как поступил, а что сделал) сотрудника вас не устроило и почему.