Материал раздела Основной
Риск при выборе арбитражного суда в споре с иностранным партнером состоит в том, что, например, российский суд может решить, что арбитражный центр лишь маскируется под иностранный институт, а по факту осуществляет свою деятельность на территории РФ.
Чтобы избежать проблем на стадии приведения решения в исполнение, выбирайте институт, который получил статус постоянно действующего арбитражного учреждения в России, далее — ПДАУ. Иногда это сделать невозможно, например, когда контрагент настаивает на центре, у которого нет такого статуса. В таком случае обратите внимание на иностранные арбитражные центры с признанной репутацией. Решения иностранных третейских судов, которые действуют при центрах без статуса ПДАУ, закон рассматривает как решения арбитража ad hoc. Это специальное исключение, предусмотренное в ч. 3 ст. 44 федерального закона от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ», далее — Закон об арбитраже.
Арбитраж ad hoc означает, что его образовали стороны для решения конкретного спора, поэтому специально для него они определяют процедуру назначения арбитров. То есть стороны не выбирают учреждение, как в институциональном арбитраже. Решения такого иностранного арбитража российский суд приведет в исполнение, несмотря на отсутствие у соответствующего института статуса ПДАУ. Это и есть исключение, предусмотренное законом.
Вероятность того, что суд признает решение иностранного арбитража без статуса ПДАУ, зависит от определенных обстоятельств.
Мало просто согласовать учреждение в арбитражной оговорке. Суд обратит внимание, на территории какой страны фактически действует арбитражное учреждение. Также он проверит отдельное соглашение о рассмотрении споров арбитражем ad hoc, если обнаружит, что иностранное происхождение арбитража сомнительное. Подробнее о том, как формировалась практика по данному направлению, читайте в статье.