Материал раздела Основной
Тема команд сегодня суперпопулярна. Все задаются одними и теми же вопросами: как из разных людей с разным профессиональным и жизненным опытом собрать команду, как ею управлять и развивать ее.
А следом возникают и другие: по каким правилам выстраивать общение и работу в отдельных группах — это история про «устав един» или же про самоорганизацию?
Простой пример: в одной из российских ИТ-компаний, которая занимается разработкой программного обеспечения, сформулировали десять принципов работы. Они касались общих вещей: уважительного отношения друг к другу и подходов к решению задач. Им должны были следовать все сотрудники. А все остальное — включать камеры на онлайн-встречах или нет, обсуждать результаты работы каждую неделю или раз в месяц, какие программы обучения нужны — отдали на откуп тимлидам. В итоге в одной из команд разработчики никогда не видели друг друга в глаза, а в другой устраивали еженедельную онлайн-встречу с пятничной пиццей и обсуждали не только рабочие, но и личные вопросы. Все остались довольны. Что интересно, результативность у групп была плюс-минус равной, а при распределении новичков по командам учитывались не только их профессиональные знания, опыт, но и мягкие навыки. При этом в компании налажен регулярный кросс-функциональный обмен: когда один или несколько участников одной команды попадают в другую, передают свой опыт и перенимают лучшие практики.
Подобный подход хорош тем, что он учитывает индивидуальность людей в командах, дает возможность сотрудникам работать в комфортном для них режиме и взаимодействовать с другими. Суть проста: участники должны выработать правила, по которым они будут взаимодействовать внутри компании без подрыва общекорпоративных принципов.
Это не отменяет глобальных вещей, которые распространяются на всех сотрудников: миссии, стратегии, целей, внутренних коммуникаций, рабочих сервисов, инструментов.
Унификация была хороша во времена стабильности. Сейчас же компании вместе с HR-специалистами (в частности, HR-бизнес-партнерами) пробуют разные методы, как повысить эффективность команд.
Если что-то классно работает и без трансформации — отлично, не стоит нарушать гармонию. Есть проблемы? Самое время изменить подход. Другое дело, что глобальные перемены неизбежно влияют на всю компанию, поэтому изменение, даже небольшое, иногда лучше тестировать на одной группе.
Так что, внедряя в работу следующие тренды, следует помнить: их всегда можно сначала отпилотировать на определенной команде (в том числе и HR). Это экономит бюджет, время, нервы. Думать медленно и решать быстро завещал не только Даниэль Канеман (автор книги «Думай медленно... решай быстро». — РБК Pro), но и опытные маркетологи, которые регулярно работают с гипотезами, метриками, оценивают результаты и меняют процесс, если что-то пошло не так.