Отрывок из книги Гарета Мура и Хелены Геллерсен «Дворец памяти. 70 задач для развития памяти», издательство «Альпина Паблишер».
Язык — это ключ к осмыслению окружающего мира. Мы используем его постоянно, в том числе для того, чтобы мысленно составлять планы и решать в уме всевозможные задачи. Вербальная рабочая память позволяет сохранять и обрабатывать услышанную, произнесенную или прочитанную информацию в течение короткого промежутка времени. Именно она помогает помнить начало предложения, пока мы читаем его до конца, что позволяет понять его смысл. Ниже вы найдете несколько техник и упражнений, чтобы ее развить.
Словесный материал легко повторять — это основной способ запоминания вербальной информации. Но у этого метода есть предел: чем длиннее последовательность слов, тем больше времени требуется для ее повторения. В какой-то момент последовательность может стать такой длинной, что, когда вы доберетесь до последнего пункта, первый сотрется из кратковременного хранилища. Запомнить последовательность коротких слов («ель», «бар», «кот») проще, чем длинных («банан», «трактор», «гусеница»). Чем короче слова, тем лучше они запоминаются. У носителей китайского языка в среднем лучше кратковременная память на числа, потому что их названия в китайском обычно короче, чем, например, в английском. Метод группировки (чанкинга) помогает преодолеть ограничения кратковременной памяти и также хорошо подходит для выполнения упражнений из этого раздела.
Вы можете сгруппировать и запомнить больше элементов, если логически объедините их. Связывание элементов воедино в общем контексте укрепляет ассоциации между ними и повышает шансы на то, что вспоминание одного из них потянет за собой и все остальные. Вернемся к примеру из предыдущего раздела — перечню слов «дерево», «стул», «поводок», «яблоко» и «луна». Мы объединили эти элементы в одну картинку, но тогда их точный порядок не имел значения. Если же важен порядок элементов, можно использовать немного другой метод — преобразовать их в цепочку последовательно связанных событий. Вы берете первую пару элементов и придумываете взаимодействие между ними, затем переходите ко второй паре и т.д. Чем динамичнее взаимодействие, тем лучше. Например, можете представить, что дерево срубили и сделали из него стул. К стулу привязали поводок, потянули за него и уронили стул на землю. Затем с помощью поводка яблоко подбросили в небо, где оно волшебным образом превратилось в луну. Образы могут быть самыми причудливыми или смешными, но именно поэтому они так эффективны!