Онлайн-кинотеатры в условиях санкций: как выживают и на что рассчитывают
Реакция традиционных кинотеатров на санкции
В начале марта 2022 года так называемая большая пятерка студий-мейджоров Disney, Universal, Warner Bros., Sony, Paramount приостановила выпуск лент в российский кинопрокат. Это привело к дефициту контента для показа и оттоку зрителей.
По оценке Фонда кино, этим летом показатель числа посетителей кинотеатров упал до минимального уровня 2015 года — 800 тыс. человек в неделю. Убытки по итогам года неизбежны: прокатчики ожидают, что они могут достичь 11 млрд руб.
Кроме того, по оценке CloudPayments, дефицит лент в репертуаре и простои кинокомплексов могут привести к закрытию до 70% кинотеатров уже осенью этого года.
Однако кинотеатры не сдаются, пытаясь разными способами сократить разрыв и собрать аудиторию.
1. Показ культовых российских картин. Прокатчики рассчитывают собрать зрителей с помощью повторного проката классики советского периода и современных отечественных фильмов.
2. Показ картин, которые показали хорошие прокатные результаты. В кинотеатры вернулись фильмы, которые уже были в прокате ранее, –– на них у прокатчиков сохранились лицензии.
3. Сотрудничество с игроками, которые не ввели санкции.
Еще один способ –– поиск зарубежных студий в дружественных странах, например в Индии.
4. Партнерство со стриминговыми сервисами.
Но все эти способы не станут полноценной заменой кассовым сборам голливудских блокбастеров. Так, если первая часть «Брата» собрала в повторном прокате около 77 млн руб., то киноновинка «Анчартед: на картах не значится» — более 70 млн руб. всего за один уик-энд, а за весь прокат заработала 1,5 млрд руб. Если говорить о сотрудничестве с новыми игроками, то на договор и дубляж картин прокатчикам требуется от трех до шести месяцев. Совместные проекты кинотеатров и стриминговых платформ, конечно, зарабатывают в прокате больше, чем, например, индийские фильмы, но тоже не заменят премьеры мейнстримного западного кино.