Материал раздела Основной

А можно как у Tiffany? Как сделать цвет, запах, звук товарным знаком

Фирменный бирюзовый цвет является одним из основных средств индивидуализации Tiffany, а вот фиолетовый цвет для Whiskas зарегистрировать как товарный знак не удалось. Какие особенности нужно учитывать, чтобы все получилось, знает Максим Дышлюк (НЦИК)
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Сейчас почти все знакомы с таким понятием, как бренд. Бренд — это все то, что помогает потребителю отличить товары или услуги друг от друга:

  • представления или ассоциации потребителей;
  • ценностные характеристики товаров и услуг;
  • названия и слоганы;
  • палитра фирменных цветов;
  • логотипы и т.д.

Сильный бренд позволяет не только выделиться среди конкурентов, но и улучшить репутацию производителя и увеличить денежные потоки.

Товарный знак — это правовой институт, благодаря которому становятся возможными монетизация и правовая защита бренда. По букве закона товарным знаком является зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для индивидуализации товаров (и услуг).

В отличие от бренда как таковой товарный знак может использовать только его правообладатель. Если составляющие вашего бренда зарегистрированы в качестве товарных знаков, у вас есть правовой инструмент для защиты бренда от его использования конкурентами.

Традиционные и не очень

Закон не ограничивает нас в том, что именно должен представлять из себя товарный знак. В качестве примера видов товарных знаков закон называет:

  • словесные (например, название йогурта «Мишутка»);
  • изобразительные (например, изображение медвежонка на стаканчике с йогуртом);
  • объемные (например, оригинальный стаканчик йогурта в форме медвежонка).

Перечисленные виды товарных знаков принято называть традиционными — они используются для индивидуализации товаров и услуг чаще всего.

Но помимо названий, логотипов и объемных изображений есть другие, более оригинальные способы индивидуализации. К ним относятся, например, запахи и цвета. Запахи и цвета тоже можно охранять с помощью товарных знаков.

Рекомендуем
ChatGPT: как превратить нейросеть в помощника
Узнайте, как использовать ИИ для решения рабочих и личных задач, — на интенсиве РБК Pro
Пройти интенсив

Преимущества нетрадиционных товарных знаков

Нетрадиционные товарные знаки позволяют охранять и монетизировать уникальные составляющие бренда. Так, например, фирменный бирюзовый цвет является одним из основных средств индивидуализации Tiffany and Company. Компания настолько сильно ассоциируется с этим цветом, что в системе Pantone тот самый бирюзовый цвет № 1837 называется Blue Tiffany.

Tiffany and Company имеют несколько товарных знаков, охраняющих их фирменный цвет, в разных странах, в том числе и в России. Благодаря этим товарным знакам другие производители и продавцы ювелирных изделий не могут использовать фирменный бирюзовый и другие сходные цвета, паразитируя на репутации Tiffany.

Особенности и сложности регистрации товарных знаков