Материал раздела Основной
До недавних пор логистическая отрасль представляла собой отлаженный механизм с понятными правилами и маршрутами следования как внутри страны, так и за ее пределами. При этом маршруты были сформированы на основе наиболее удобных логистических путей, кратчайших по возможности.
Безусловно, иногда возникали сложности на таможне, но в большинстве случаев сроки доставки были прозрачными, а места перевалочных погрузок и разгрузок — точно определенными. Российские перевозчики активно сотрудничали с ведущими крупнейшими контейнерными операторами. Были налажены поставки через основные порты России — Дальний Восток, Санкт-Петербург, Новороссийск, много товаров отгружалось также через порты-партнеры, такие как Рига и Котка.
Однако сейчас логистическая отрасль подвергается сильнейшему санкционному давлению со стороны западных стран. Буквально через неделю после объявления спецоперации владельцы судов и контейнеров начали нарушать все ранее согласованные договоренности. Они выгружали грузы, идущие на российский рынок, в портах трансшипмента (выполняют операции по перевалке грузов между океанскими и фидерными судами) без возможности доставить их до пункта назначения. Кроме того, они закрывали контейнерные стоки (специализированные терминалы для хранения контейнеров), что приводило к дополнительным расходам за возврат порожних контейнеров и окончательному уходу основных линий из России.
В пятом пакете санкций, который ЕС опубликовал 8 апреля, был введен запрет на перевозку грузов российскими автомобилями по территории европейских стран и заход морских судов из РФ в европейские порты.