Принцип Парето гласит, что 20% усилий дают 80% результата. Этот подход можно применить в том числе и к управлению дебиторской задолженностью.
В крупной компании работа с дебиторкой находится на стыке интересов нескольких подразделений:
- коммерческой службы, которая при работе с покупателями отгружает товар без предоплаты на условиях отсрочки платежа;
- службы безопасности, которая оценивает риски «на входе» и возвращает проблемную задолженность;
- юристов, в чьи задачи входит не только проверка договоров, но и отстаивание интересов компании в суде;
- финансовой службы, которая обычно отвечает за денежные потоки и финансовую устойчивость компании в целом.
Система вроде бы неплохо работает до тех пор, пока собственник бизнеса, узнав об очередном крупном долге, не задает простой вопрос: «Почему образовался долг и кто за него будет отвечать?»
Оказывается, что служба безопасности этого клиента не проверяла, договор отсрочки платежа перед отгрузкой менеджер подписать забыл, а юрист, даже если ему удалось выиграть в суде, искренне удивляется, почему судебные приставы не взыскивают с должника деньги. Единого ответственного нет, и работой с дебиторкой никто не управляет. В результате компания теряет деньги не только из-за безнадежных долгов, но также из-за того, что крупные суммы «подвисают» и выпадают из оборота.
Рассмотрим, какие десять шагов предпринять, чтобы создать в компании эффективную систему управления дебиторкой.