Материал раздела Основной
В начале апреля Европейский союз принял 5-й пакет санкций. Он запрещает европейским провайдерам оказывать услуги, связанные с управлением трастами или «схожими структурами», если учредителем или бенефициарами траста выступают:
Как и другие европейские ограничения (например, запрет на зачисление более €100 тыс. на банковский счет), «трастовый» запрет не распространяется на граждан или резидентов стран ЕС. Получается, что если у россиянина есть еще и гражданство или вид на жительство в ЕС, то к нему ограничения не применимы.
В 6-м пакете санкций ограничения частично смягчили. Теперь регулятор в каждой конкретной стране самостоятельно может принять решение о возможности сохранения трастов с российскими учредителями при условии, что в составе бенефициаров нет «российских» корней и активы траста им недоступны. Пока неизвестно, принял ли хотя бы один европейский регулятор соответствующие решения.
Подчеркну, что ограничения распространяются только на учредителя и бенефициаров. Если, например, протектор структуры (доверенное лицо семьи, у которого, как правило, есть право вето в отношении некоторых управляющих) — гражданин России, то формально это не повод для европейского управляющего отказываться от такой структуры. Однако некоторые крупные провайдеры услуг отказались от клиентов и управления капиталами российского происхождения еще до принятия 5-го санкционного пакета.
Подобные европейским ограничения действуют и в других странах, например в Лихтенштейне, где исторически создавались трасты. Такие «классические» трастовые юрисдикции, как Джерси, тоже отказываются от управления трастами российских клиентов. Комиссия по финансовым услугам Джерси фактически запретила управляющим трастов принимать новых клиентов, каким-либо образом связанных с Россией, вне зависимости от гражданства и резидентства учредителя и бенефициаров.
Если учредитель траста — гражданин и резидент РФ и у него нет дополнительного европейского гражданства или резидентства, то выхода три.
1. Ликвидировать траст