Материал раздела Основной

Как сотрудники ведут себя в кризис. Разбираем пять типов реакции

Есть сотрудники-маятники. Их качает из стороны в сторону: нет плохих новостей — они чувствуют себя хорошо, есть — все валится из рук. Владимир Сидоренко, президент компании «Перформия», — о том, как мотивировать их и еще четыре других типа сотрудников
Фото: Billy H.C. Kwok / Getty Images
Фото: Billy H.C. Kwok / Getty Images

1. «Тревожный»

После начала спецоперации ряд иностранных компаний покинули Россию, а российским работодателям из многих отраслей — в частности, из производства, ретейла, коммерческой аренды недвижимости — пришлось урезать затраты и даже приостановить деятельность. Сотрудники воспринимают любые действия компаний по экономии как угрозу своему благосостоянию. Поэтому руководители стали все чаще замечать в коллективах людей с чертами «тревожных». Такие сотрудники ощущают, что мир рушится на глазах, и чувствуют себя беспомощными, потому что внешние события от них не зависят.

Как мотивировать

Когда человека охватывает тревога, его продуктивность резко падает. Это видно по управленческой отчетности компании: чем больше в коллективе «тревожных», тем меньше закрывается задач. «Тревожных» людей бесполезно успокаивать — они никого не слышат. И поощрять тоже — в награде они разглядят подвох («А вдруг это своего рода «отступные»?).

Воздействовать на них сможет только спокойный и уравновешенный начальник, который сухо, без эмоций, будет раздавать поручения и контролировать их исполнение.

Эмоциональный интеллект: как лучше понимать себя и окружающих
Интенсивы 6 дней

2. «Покорный»

В глазах такого сотрудника читается: «Делайте со мной, что хотите». Он готов взяться за любую работу, лишь бы указания исходили сверху. В кризис не способен проявлять инициативу и брать yответственность за реализацию собственных идей. Основные черты характера такого сотрудника: тихий, исполнительный, обязательный.