Материал раздела Основной

Погоня за миллионами: к чему ведет рост продавцов на маркетплейсах

Маркетплейсы растут — не только по объемам проданных товаров, но и по числу продавцов. Среди них все больше ИП и самозанятых. Дарья Ткаченко (Sellematics) рассказала о причинах такого роста и его последствиях — для самих продавцов и e-commerce в целом
Фото: Thomas Kronsteiner / Getty Images
Фото: Thomas Kronsteiner / Getty Images

Маркетплейсы сегодня демонстрируют серьезный рост. Например, Wildberries — самый крупный маркетплейс в России. Его выручка в 2020 году составила 300 млрд руб., а в 2021 году — 462 млрд, что на 54% больше предыдущего года. Такой рост и восхищает, и пугает одновременно.

В последнее время маркетплейсы стали еще и целой экосистемой для малого и среднего бизнеса, отличной площадкой для старта. Например, если на начало 2020 года количество продавцов на Wildberries составляло 32 тыс., в 2021-м — 52 тыс., то в январе 2022 года их уже 203 тыс.

На Ozon в 2020 году было зарегистрировано 12 тыс. продавцов, в 2021-м — 31 тыс., а в 2022-м — уже 115 тыс.

На «Яндекс.Маркете» в 2020 году было зарегистрировано 5 тыс. продавцов, в 2021-м — 6 тыс., в 2022-м — 24 тыс. То есть в среднем по всем крупным маркетплейсам России количество продавцов увеличилось в четыре-пять раз только за последний год.

Кто все эти люди

Маркетплейс привлекает аудиторию на свои площадки, обеспечивает трафик покупателей для продавцов. Таким образом, экосистема обеспечивает симбиоз, который позволяет всем его участникам извлекать свою выгоду. Это привлекает новых желающих «откусить кусочек от общего пирога».