Материал раздела Основной
Эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ отмечают, что деловые настроения предпринимателей в сфере услуг существенно ухудшились по сравнению с началом 2022 года. Так, индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) упал на 8 п.п., до значения минус 9%. Примерно такие же настроения доминировали в отрасли в кризисном первом квартале 2016 года (по данным мониторинга РАНХиГС, экономический кризис в 2016 году затронул в сильной степени или незначительно 78% населения РФ — РБК Pro). Вместе с тем этот показатель намного лучше, чем в момент коронавирусной атаки в 2020 году (примерно минус 40%).
Деловые настроения респондентов заметно ухудшились в 14 из 15 обследуемых видов услуг. Наиболее резкий рост предпринимательского пессимизма наблюдался в двух сегментах — в техобслуживании и ремонте автотранспорта и в рекламных услугах, где ИПУ после обвала за один квартал на 27 и 26 п.п. достиг отметок минус 24% и минус 23% соответственно.
Единственным позитивным исключением стал сегмент оказания санаторно-курортных услуг, где ИПУ прибавил 6 п.п. относительно предыдущего квартала, закрепившись в зоне положительных значений и благоприятного делового климата — +10%.
Во втором квартале 2022 года резко повысилось давление на бизнес экономической неопределенности — эту проблему отметили 66% респондентов, что на 6 п.п. больше, чем в предыдущем квартале, и почти в три раза больше, чем в благополучном предпандемическом первом квартале 2020 года.
Также растет интенсивность негативного воздействия недостаточного спроса на предоставляемые услуги, что считали ключевой проблемой почти половина участников обследования. Существенными ограничениями развития бизнеса остаются также факторы «недостаток финансовых средств организаций» и «высокий уровень налогообложения».