Материал раздела Основной
Алина Лихачевская и Светлана Старицкая
Когда людям предлагают представить индустрии, которые негативно воздействуют на окружающую среду, то они в первую очередь вспоминают нефте- и угледобывающие компании, мясную промышленность и сельское хозяйство, а также транспорт, в частности авиаперевозки. Некоторые добавляют к этому списку fast fashion и энергетику. При этом почти никто не упоминает маркетинг и коммуникации. Это косвенно подтверждают и данные ВЦИОМа: в топ-3 мер, которые, по мнению россиян, нужно реализовать прежде всего для улучшения экологической ситуации в нашей стране, входят:
На первый взгляд незаметность воздействия маркетинга на окружающую среду логична: многочисленные специалисты по коммуникациям не генерируют углеродный след своей профессиональной деятельностью. Они сидят в офисах, ходят на встречи и что-то считают в Excel, пишут письма и создают рекламу. Кажется, что их деятельность не сравнится с вредом, который наносит планете огромный завод с дымящимися трубами.
Но если подумать, то картина драматически изменится. В маркетинге задействовано огромное число участников: одни придумывают, другие упаковывают и презентуют, третьи согласовывают, четвертые обеспечивают реализацию. Все они ежедневно занимаются тем, что пытаются запрограммировать аудиторию на выгодное для бренда поведение: покупай больше и чаще, расскажи своим друзьям и оформи подписку. И когда в размещение уходит очередная низкопробная реклама, апеллирующая к самым низменным чувствам покупателя или продающая товар, произведенный с использованием рабского труда, редко у кого в этой цепочке возникает вопрос: а не делаем ли мы ерунду?