Многие бизнесмены делают ошибки в закупках: забивают склад и замораживают деньги в товаре, а потом сидят без выручки, потому что продажи идут плохо. Александр Афанасьев и Мария Калинина («Нескучные финансы») рассказывают, как выстроить систему закупок
Шаг № 1. Начать вести учет товаров
Первый шаг — учет. Нужно пересчитать все товары, что есть у компании, и собрать список в формате: позиция — количество в штуках или килограммах, позиция — количество. Например, так:
- груши — 50 кг;
- огурцы — 20 кг;
- картофель — 10 кг;
- манго — 2 кг.
Этот список — база, с которой мы будем работать дальше. В мире финансовых директоров она называется учетом товаров. И этот учет можно вести как в специализированном ПО, так в Excel или тетрадке в клеточку. Все зависит от количества наименований. Чем их больше, тем сложнее обычно инструмент.
Главное — все зафиксировать и регулярно пересчитывать.
Шаг № 2. Определить, какие товары приносят больше прибыли
Итак, список товаров есть. Теперь необходимо выяснить, какие из них приносят компании больше всего прибыли, а какие просто пылятся в закромах склада. Для этого проводят ABC-анализ.
ABC-анализ делит ассортимент на три группы.