Материал раздела Основной
Алёна Путинцева

Что делать, если клиент торгуется и требует скидки

Вопросы торга всегда остаются самыми энергетически затратными. Чтобы избежать ненужных эмоций, продавцу важно заранее сформировать личную стратегию в отношении торга и скидок и затем гибко применять ее в каждой конкретной сделке. Разберемся, как именно
Фото: Scott Barbour / Getty Images
Фото: Scott Barbour / Getty Images

В b2b-сделках руководитель продаж, а порой и собственник компании вовлечен в процесс переговоров, и он же является лицом, принимающим решение. Наиболее часто реакции руководителей в отношении торга и требования клиентами скидок таковы:

  • «Мы готовы на любые скидки, лишь бы получить этот проект»;
  • «Мы не делаем скидок, если вы не вписываетесь в бюджет, вы не наш клиент»;
  • «Давайте подберем другой набор услуг в вашем бюджете»;
  • «Клиент дошел до переговоров недоработанным, виноват менеджер».

Среди этих ответов нет верных и нет ошибочных, но все они довольно категоричны, зачастую поспешны и эмоциональны. Руководителю, принимающему решение, важно не зацикливаться на вопросе скидки, не включать личную амбицию непременно выйти победителем переговоров здесь и сейчас, но подойти системно, прогнозируя перспективу работы с клиентом, понять, как работа с данным клиентом может повлиять на развитие бизнеса в целом, учитывать цели свои и компании, принимать в расчет репутацию, которую вы создаете и поддерживаете.

Таким образом, торг и скидки — лишь частично вопрос ценности продукта и прибыли компании в количественном выражении и не всегда тактический и оперативный. Он скорее носит системный характер и опирается на:

  • целеполагание,
  • выстраивание репутации компании,
  • построение долгосрочной деловой коммуникации с клиентами.

Целеполагание

Итак, чтобы чувствовать себя комфортно и уверенно в вопросе принятия решений о скидках, нужно сформировать свою стратегию. В этом помогут ответы на следующие вопросы.