Отсрочка? Не сегодня: работаем с дебиторской задолженностью в кризис
Дебиторская задолженность — это имущественные требования компании к юридическим и физическим лицам. Например, к ним относятся неоплаченные счета за уже поставленный товар или оказанную услугу, излишне уплаченные налоги и т.д., которые являются составляющими оборотных активов компании.
В период кризиса контроль за дебиторской задолженностью, а также ее оптимизация являются важнейшими мерами по сохранению финансовой стабильности бизнеса. Для этого необходимо грамотно оценивать риски работы с контрагентами, четко обговаривать сроки исполнения обязательств и следить за их соблюдением.
Профилактические меры
Если начинать работу с дебиторской задолженностью уже на этапе заключения договора, это позволит минимизировать риски ее возникновения и роста.
До заключения договора
Перед заключением соглашения необходимо проверить благонадежность контрагента. Для этого рекомендуем воспользоваться следующим простым алгоритмом.
- Проверка контрагента по ИНН. Сделать это можно на сайте Rusprofile или любом другом специализированном сервисе. Вы сможете узнать, не находится ли компания в процессе ликвидации, а также справочную информацию: кто является руководителем компании, ее реквизиты, коды ОКВЭД и т.д.
- Получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Ее также можно получить на специализированных сервисах (например, на сайте Федеральной налоговой службы nalog.ru). Более тщательный анализ выписки позволит определить, не является ли потенциальный контрагент фирмой-однодневкой. Так, если юридический адрес в ЕГРЮЛ отличается от фактического, компания обязана создать обособленное подразделение по фактическому местонахождению, что в свою очередь предполагает отдельные рабочие места для сотрудников.
- Проверка платежеспособности контрагента. Необходимо заранее понять, есть ли у компании признаки неплатежеспособности, к примеру непогашенные исполнительные листы. Проверить компанию можно с помощью сайта «Федресурс», а также «Мой Арбитр». Эти площадки предоставляют информацию по делам о банкротстве.
- Анализ деловой репутации. Здесь необходимо проверить, не выступал ли контрагент недавно ответчиком о взыскании денежных средств. Выяснить это можно с помощью картотеки арбитражных дел.
- Проверка деловых взаимоотношений потенциального контрагента. Этот шаг необходим в тех случаях, когда вы обнаружили, что он является участником судебного разбирательства. Проверить его можно, опираясь на данные судебных дел, находящихся в свободном доступе.