РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Отсрочка? Не сегодня: работаем с дебиторской задолженностью в кризис

Кризис — плохое время для отсрочек по оплате. Сегодня страшно потерять партнера или клиента, но долги без контроля могут привести к утрате всей компании. О том, какие тревожные сигналы нельзя игнорировать на разных этапах сотрудничества, — эксперты EOS

Дебиторская задолженность — это имущественные требования компании к юридическим и физическим лицам. Например, к ним относятся неоплаченные счета за уже поставленный товар или оказанную услугу, излишне уплаченные налоги и т.д., которые являются составляющими оборотных активов компании.

В период кризиса контроль за дебиторской задолженностью, а также ее оптимизация являются важнейшими мерами по сохранению финансовой стабильности бизнеса. Для этого необходимо грамотно оценивать риски работы с контрагентами, четко обговаривать сроки исполнения обязательств и следить за их соблюдением.

Профилактические меры

Если начинать работу с дебиторской задолженностью уже на этапе заключения договора, это позволит минимизировать риски ее возникновения и роста.

До заключения договора

Перед заключением соглашения необходимо проверить благонадежность контрагента. Для этого рекомендуем воспользоваться следующим простым алгоритмом.

  1. Проверка контрагента по ИНН. Сделать это можно на сайте Rusprofile или любом другом специализированном сервисе. Вы сможете узнать, не находится ли компания в процессе ликвидации, а также справочную информацию: кто является руководителем компании, ее реквизиты, коды ОКВЭД и т.д.
  2. Получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Ее также можно получить на специализированных сервисах (например, на сайте Федеральной налоговой службы nalog.ru). Более тщательный анализ выписки позволит определить, не является ли потенциальный контрагент фирмой-однодневкой. Так, если юридический адрес в ЕГРЮЛ отличается от фактического, компания обязана создать обособленное подразделение по фактическому местонахождению, что в свою очередь предполагает отдельные рабочие места для сотрудников.
  3. Проверка платежеспособности контрагента. Необходимо заранее понять, есть ли у компании признаки неплатежеспособности, к примеру непогашенные исполнительные листы. Проверить компанию можно с помощью сайта «Федресурс», а также «Мой Арбитр». Эти площадки предоставляют информацию по делам о банкротстве.
  4. Анализ деловой репутации. Здесь необходимо проверить, не выступал ли контрагент недавно ответчиком о взыскании денежных средств. Выяснить это можно с помощью картотеки арбитражных дел.
  5. Проверка деловых взаимоотношений потенциального контрагента. Этот шаг необходим в тех случаях, когда вы обнаружили, что он является участником судебного разбирательства. Проверить его можно, опираясь на данные судебных дел, находящихся в свободном доступе.