Материал раздела Основной
В кризис компании начинают резать расходы, что, конечно, затрагивает и штат, взваливая на сотрудников вдвое больше, даже если у них нет для этого подходящего опыта и ресурсов. В итоге люди работают в условиях тотальной перегрузки и крайнего напряжения, что ведет к усталости и в результате к ошибкам. Поэтому при серьезных сокращениях даже самые эффективные решения лидера могут воплощаться с опозданием или не так, как он это видит.
Постараться максимально сохранить численность штата, но убедиться, что каждый член команды приносит ценность и вносит серьезный вклад в реализацию антикризисной стратегии. Для этого необходимо оценить эффективность текущей структуры организации и внести соответствующие изменения, проанализировав загрузку сотрудников, их ответственность и распределение полномочий.
При необходимости — частично или даже полностью поменять команду, прежде всего — чтобы ценности членов команды на 100% совпадали с ценностями лидера. И конечно, очень важно, чтобы все члены команды имели способность не только понять, но и формировать и реализовывать стратегические бизнес-задачи в соответствии с видением лидера.
Также стоит оценить эффективность текущей материальной и нематериальной мотивации, чтобы скорректировать ее согласно текущей ситуации, что позволит удержать ценные кадры.
Важно не только найти «нужных» людей, но и предоставить им как можно больше возможностей. Ваша команда должна вносить полноценный вклад в разработку стратегий и принятие решений на каждом этапе реализации. Это поможет найти неочевидные решения или подходы, о которых вы ранее даже не задумывались.
Пример. В разгар кризиса 2008 года падение рынка одежды в России достигло 40%. Отечественные бренды не могли конкурировать с дешевыми китайскими и турецкими марками. В этих условиях руководство компании «Глория Джинс» решило закрыть 21 региональное отделение, но увеличить число торговых представителей в регионах в два раза: со 120 до 250; освободившихся сотрудников перевели на производство, а также внедрили систему индивидуальной мотивации. Это позволило сэкономить около $8 млн и в два раза увеличить долю рынка и EBITDA — за счет того, что менеджеры привлекали покупателей напрямую, а освободившиеся средства вложили в локальное производство.