РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 21.06.2022, 11:46

Как оценить быстрорастущую компанию: обходим узкие места

Инвесторы пересматривают стратегии и выходят из убыточных проектов, не соответствующих новым правилам игры. Взамен они будут искать быстрорастущие компании. Татьяна Захарина, член Ассоциации CFA, старший менеджер OKS LABS, — о том, как проводить их оценку
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Перед потенциальными инвесторами стоит сложная задача поиска новых привлекательных ниш. Скорее всего, они будут сконцентрированы вокруг быстрорастущих российских компаний, занимающих место ушедших из России, или компаний из стран, не попавших в список «недружественных».

В фокусе будут сделки из сферы кибербезопасности, цифровизации, EdTech, разработки ПО, платежных и облачных сервисов, систем аналитики. При заключении таких сделок придется проводить оценку активов. Что важно учитывать во время нее?

Годовой регулярный доход (ARR)

Многие инвесторы не признают классические метрики, такие как выручка или рентабельность по EBITDA, достаточно показательными при оценке быстрорастущих компаний. Это связано с тем, что в состав выручки быстрорастущей компании могут входить единоразовые продажи, а EBITDA таких компаний зачастую отрицательная.

Поэтому инвесторы оценивают успешность технологических и быстрорастущих компаний по уровню годового регулярного дохода (ARR): сравнивают ARR покупаемого актива и сопоставимых. Однако данные об ARR сопоставимых компаний часто оказываются недоступны. В этом случае аналитикам приходится сокращать список аналогов до двух-трех, что делает выборку нерепрезентативной. Если такое случается, аналитику приходится вернуться к оценке с использованием классических финансовых показателей.

Уровень контроля