Материал раздела Основной

Крушение гигантов: почему экосистемы так часто погибают

Экосистемам не надо бороться за клиентов: их почти безграничное число. Надо лишь сформировать у людей привычку пользоваться своими сервисами. Почему же 85% экосистем терпят провал? Рассказывает Светлана Бери, куратор платформ «Мой_Сервис» («Росгосстрах»)
Фото: Spencer Platt / Getty Images
Фото: Spencer Platt / Getty Images

Amazon в США, Alibaba Group и JD.com в Китае используют преимущества экосистем по полной: в частности, постоянно создают новые предложения и адаптируют уже имеющиеся для меняющейся и растущей клиентской базы. Это позволяет им быть устойчивыми и при распространении коронавируса, и при новом кризисе.

Ключевая особенность любой экосистемы состоит в том, что в ее центре находится клиент, вокруг данных которого выстраиваются предложения, продукты, сервисы и их сочетания. Эксперты McKinsey в 2018 году прогнозировали, что к 2025-му мировой оборот экосистем составит почти $60 трлн, или более 30% выручки всех компаний мира. Они отмечали, что прибыль компаний, которые активно строят экосистемы и завоевывают клиентов, в среднем на 15% выше, чем тех, что описывают свою стратегию как «защитную». Возможно, из-за стагнации мировой экономики в текущем году этот прогноз и будет скорректирован, но вывод однозначный: экосистемные проекты растут, а их капитализация увеличивается.

Goldman Sachs в прошлом году оценил стоимость нефинансовой экосистемы «Сбера» в 1,13 трлн руб. За первые шесть месяцев того же года инвестиции в компании нефинансового бизнеса «Сбера» оценивались в $1 млрд, писали «Ведомости».

Наиболее активные владельцы экосистем способны охватить почти безграничное число клиентов, использовать искусственный интеллект и другие инструменты для обеспечения высочайшего уровня обслуживания. Из этого рождаются удивительные бизнес-модели: Facebook (соцсеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России — РБК Pro) стал крупным медиаплеером, но долгое время не производил контента самостоятельно. Uber и Airbnb продают мобильность и жилье по всему миру, но не владеют автомобилями или отелями.

В то же время создателям экосистемы с огромной клиентской базой не нужно участвовать в гонке рекламных бюджетов, охотиться за клиентом, пытаться его «конвертировать». Их задача состоит лишь в том, чтобы сформировать у людей привычку постоянно обращаться к их экосистеме.

Риски для создателей экосистем

Большинство (85%) экосистем терпят неудачу, подсчитали аналитики BCG. Общие убытки «Сбера» от нефинансовых видов бизнеса по итогам девяти месяцев прошлого года превысили 32 млрд руб. Председатель правления Сбербанка Герман Греф заявил о намерении продать часть экосистемных проектов. Отсюда следует, что создатели экосистем берут на себя риски. Рассмотрим не самые очевидные из них.

Высокий порог входа. Это риск и в финансовом направлении, и в сфере компетенций. Выход на новый рынок в любом случае требует больших вложений. Они могут оказаться неэффективными, тем более если компания не обладает экспертизой в новой для себя сфере.