Материал раздела Основной
Петр Кирьян

Одержать поражение: почему России не нужен иранский путь импортозамещения

Когда в РФ обсуждают санкции, то вспоминают Иран. Дескать, «справились они — справимся и мы». На деле же санкции заморозили экономику Ирана на показателях 80-х годов. Но этот опыт может дать нам инсайты, считает Петр Кирьян, директор по медиапроектам КРОС
Фото: John Moore / Getty Images
Фото: John Moore / Getty Images

Иран находится под санкциями вот уже более 40 лет, с 1979 года. До 2010 года инициатором большинства из них выступали США, позже присоединился и Евросоюз. В 2006–2015 годах Совет Безопасности ООН принял пять пакетов санкций против Ирана. Под ограничения попало большинство ключевых госструктур, госкомпаний, бизнесов и персон Ирана, в частности Корпус стражей исламской революции, который официально признан США «зарубежной террористической организацией». Последний раунд санкций, который действует с 2018 года, стал самым масштабным и болезненным для экономики страны.

Цель санкций — остановить поставку в Иран технологий, прекратить экономическое сотрудничество компаний страны с внешними контрагентами и затруднить трансграничное движение средств.

Заметное влияние на Иран оказывают так называемые вторичные санкции — они затрагивают компании из третьих стран, не соблюдающие ограничения. Например, в 2004–2019 годах Минфин США и другие ведомства наложили на зарубежные банки за нарушение финансовых санкций против Ирана штрафы на сумму более $3 млрд, в том числе:

— немецко-австрийско-итальянский Unicredit AG выплатил $1,3 млрд (2019 год),

— британский Standard Chartered — $639 млн (2019) и $340 млн (2012),

— голландский ING — $619 млн (2012),

— швейцарский Credit Suisse — $536 млн (2009),

— люксембургский Clearstream — $152 млн (2014),

— швейцарский UBS — $100 млн (2004),

— российский Банк Москвы — $9,5 млн (2014).

Эти штрафы действуют как дополнительный ограничитель на торговое финансирование и инвестиции в иранские компании.

Экономика сопротивления: хорошая легенда — плохая реализация