Сотрудник переехал за границу: 4 варианта, как оформить работу
Вариант 1. Сотрудник сам принимает решение о переезде
Самый частый вариант релокации — когда сотрудник принимает решение о переезде в другую страну, об этом не предупреждает работодателя, но продолжает работать. У компании в стране, куда переехал сотрудник, нет офисов. В такой ситуации вам придется разбираться с документами в любом случае, но с удаленщиками проще.
Причина в том, что работник трудится дистанционно и у него есть договор, в котором указали, что его рабочее место не на территории работодателя (ст. 312.1 ТК). Более того, в договоре с дистанционщиком может быть условие о том, что он обязан сообщить в отдел кадров, что меняет место жительства и работать будет по другому адресу. Уволить сотрудника из-за того, что он не сообщил о переезде, сможете только в ситуации, когда от его местонахождения зависит рабочий процесс (ст. 312.8 ТК). Допустим, менеджер по продажам в Саратове уехал за границу и хочет продолжать работать оттуда. Но это невозможно, так как работник должен проводить встречи с клиентами лично.
В ситуации когда уехал работник, у которого место работы в договоре — офис работодателя, можете его уволить за прогул, но пока судебных решений нет. Непонятно, как суды сейчас будут реагировать на такие увольнения, учитывая, что сегодня в 90% случаев сотрудников возвращают на работу независимо от основания увольнения.
Если руководитель согласовал работнику удаленку, вам нужно заключить с сотрудником дополнительное соглашение. Пропишите в документе адреса электронной почты работодателя и сотрудника. Так будет проще разобраться с документацией, и не забудьте ознакомить сотрудника с ЛНА о дистанционной работе (ст. 312.3 ТК).
Риски работодателя в случае переезда работника: