Как изменить систему мотивации топ-менеджеров в кризис
Многие сравнивают сегодняшний кризис с кризисом 2020 года. Сходства, безусловно, есть. Самое главное — и тогда, и сейчас перед руководителем остро стоят задачи по поддержанию safe space — комфортной среды для сотрудников, в том числе психологической. Однако есть и существенные отличия. Во время пандемии речи об экономической, социальной и даже культурной изоляции России не шло. Пострадали преимущественно компании из сферы услуг: рестораны, гостиницы, туроператоры. Сейчас в зоне риска находится весь российский рынок и компании из абсолютно всех отраслей. Тогда все понимали, что в какой-то момент пандемия закончится и все вернется на свои места. Сейчас впереди полная неопределенность.
Некоторые говорят, что жизнь — это «табуретка на четырех ножках»: подкосились сразу две, а то и три «ножки»:
- карьера — многие международные компании еще окончательно не знают судьбу своего присутствия на российском рынке, а отечественные — попали под санкции Запада;
- семья — все находятся в стрессовой ситуации из-за новостных сводок и непонимания дальнейших действий;
- собственное моральное состояние нестабильно;
- социальная сеть — друзья, увлечения. Люди ссорятся из-за несовпадения позиций и взглядов.
Какие инструменты удержания топ-менеджеров сейчас не работают
1. Долгосрочная система мотивации
Многие компании ранее предлагали топ-менеджерам долгосрочные выплаты:
- отсроченные бонусы — LTI (long term incentive);
- денежные суммы, эквивалентные разнице между нынешней и будущей стоимостью акций, — SAR (stock appreciation rights);
- опционные программы.
В ситуации, когда горизонт планирования максимально сократился, фантомные выплаты, зависящие от финансовых показателей компании, непривлекательны.