Материал раздела Основной
Запуски инновационных проектов сопряжены с высокими рисками даже в спокойное время — и потому периоды турбулентности стартапы переносят легче, чем традиционный малый бизнес. Более того, для первых кризис может стать точкой роста. Так, студия Disney начала работу во время Великой депрессии, Google появилась незадолго до пузыря доткомов, а старт Uber и Airbnb пришелся на мировой кризис 2007–2010 годов.
Сегодняшний геополитический кризис ставит российских венчурных предпринимателей в неоднозначное положение. С одной стороны, российские фаундеры столкнулись с многочисленными санкциями, оттоком «мозгов» и финансов, уходом большинства западных сервисов и партнеров — не говоря уже о моральных сложностях. На другой чаше весов — акцент на импортозамещение, меры господдержки и перспективы новых рынков.
В чем особенность текущей ситуации и какие плюсы могут найти на общем мрачном фоне авторы новых продуктов?
Логистические разрывы, остановка производства, нехватка сырья и комплектующих, падение спроса — все это знакомо российским компаниям со времен пандемии. С конца февраля список пополнили отключение от SWIFT, блокировка золотовалютных резервов ЦБ, отлучение от важнейших технологий и другие санкции — по их числу Россия уже обогнала Иран и Сирию.
Как отметил известный экономист Олег Ицхоки, «все, что сейчас происходит с экономикой России, — это эксперимент, который никогда в мировой экономике не проводился».