РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Россияне перешли на кризисные модели шопинга: что и где они скупают

Разворачивающийся кризис вынуждает людей менять стратегии шопинга. Они скупают товары длительного хранения, алкоголь и ряд других категорий, в которых ожидается рост цен или сокращение ассортимента. Однако ажиотаж не продлится долго, считают в NielsenIQ

Ажиотажный спрос, с которым вновь столкнулись игроки FMCG-рынка, является временным явлением — на протяжении 2022 года потребители будут осторожнее принимать решения о покупке товаров на фоне сокращения располагаемых доходов, высоких темпов инфляции и тенденции к прогрессирующей экономии.

Что необычного в кризисе 2022 года

Развитие рынка FMCG и основные тренды ретейла во многом определяют два макроэкономических показателя: динамика ВВП и уровень инфляции. За последние 15 лет в России наблюдалось три кризисных периода, в рамках которых динамика ВВП опускалась ниже нулевой отметки: в 2008–2009, 2014–2015 и 2020 годах. В каждый из этих интервалов рынок сталкивался с двузначными темпами роста инфляции. И новый кризис, разворачивающийся в 2022 году, уже характеризуется аналогичными трендами, что позволяет говорить о перспективах долгосрочного влияния на всю экономику и ретейл в частности.

При этом в отличие от предыдущих кризисов в 2022 год рынок уже вошел с двузначными темпами роста цен на отдельные категории товаров: к началу года увеличилась средняя цена на сахар (+38%), майонез (+31%), растительные масла (+26%), яйца (+25%), гречку (+24%) и другие продукты основной потребительской корзины. А новые внешние факторы и геополитическая обстановка придали дополнительный импульс росту цен.