Материал раздела Основной
Больше месяца российская экономика живет в новых реалиях: старые связи разрушены, и — чтобы не потерять бизнес — нужно срочно строить новые отношения и логистические цепочки. Привычные цифровые инструменты тоже подводят: то социальные сети блокируют, то сайты взламывают, то информационные войны искажают картину мира. Какой в этой реальности будет судьба конгрессно-выставочных мероприятий?
В 2020 году конгрессно-выставочный рынок потерял 70% своего объема, опустившись со 160 млрд (в 2019 году) до 48 млрд руб.
Отрасли пророчили переход в онлайн; многие игроки начали искать возможности перенести привычные мероприятия в цифровой формат. Однако через несколько месяцев стало ясно, что ценность живого общения никуда не делась — несмотря на организационные сложности, бизнес стремился участвовать в отраслевых выставках.
Ковидная реальность перестроила внутренние процессы: если раньше цикл подготовки мероприятия был годовым и на выставке текущего года компании оплачивали участие в следующем, то из-за риска локдаунов оплаты стали поступать только за два-три месяца до события. Игроки отрасли научились работать в новых условиях, не планировать на долгий срок и приспосабливаться к ситуации.
В 2021 году рынок восстановился на 60%, конгрессно-выставочные компании стали с осторожным оптимизмом говорить о росте. Но в феврале 2022-го все снова изменилось: многие иностранные компании, которые обычно составляли от 15 до 80% участников выставок, приостановили свою работу в России или отказались от маркетинговых бюджетов.
Казалось бы, не успели вылезти из прошлого кризиса, как наступил новый. Но полученные во время пандемии навыки мыслить короткими промежутками и искать решения здесь и сейчас пригодились. Несмотря на очевидные экономические проблемы, у отрасли, на мой взгляд, есть будущее, ведь бизнесу, почти как в 1990-е, нужно заново искать связи и партнеров.
Блокировка понятных для бизнеса социальных сетей, страх, что иностранные компании, работающие для обеспечения онлайн-рекламы, уйдут с рынка, — все это заставило бизнес «откатить» свой маркетинг на доцифровой уровень.