Материал раздела Основной

Как российским брендам занять свободные места на полках магазинов

Крупные международные компании, которым многие сети отдавали лучшие места, покидают РФ. Это открывает возможности для российских производителей, ведь мощности многих из них недозагружены. Андрей Горнов, гендиректор Getbrand, — о том, как не упустить шанс
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

Еще в 1990-х годах крупные иностранные компании заняли большую долю на рынке продуктов питания. На полках сетей в каждой продовольственной группе было до 20 зарубежных производителей. Западные бренды имели огромный рекламный бюджет, поэтому их продукция продавалась гораздо лучше отечественной. Торговые сети, прельстившись гарантированным сбытом и прибылью, отдавали им предпочтение. Конкурировать на полке с гигантами в условиях перепроизводства было почти невозможно. Все это сдерживало развитие российского бизнеса.

На полках освободились места

В последние годы многое изменилось: Россия полностью пересмотрела подход к вопросу продуктов питания и к сельскохозяйственному сектору. В силу предыдущей санкционной волны в стране избавились от импорта в таких категориях, как мясо, молочная продукция, бакалея. Единственное, что осталось, это импортная составляющая в упаковке и перерабатывающем оборудовании.

Сейчас Россия попала под беспрецедентные по своим масштабам санкции ЕС и США. Крупные транснациональные компании одна за другой уходят с ее рынка или приостанавливают деятельность на нем. Российским сетям приходится искать новых поставщиков и заново налаживать производственные процессы в реалиях, которые продолжают меняться каждый день. С одной стороны, ситуация стрессовая. С другой — именно сейчас наилучший момент, когда локальные компании должны усиливать коммуникацию с потребителем. У многих из них производственные мощности не загружены даже на 50%. Это значит, они способны многократно нарастить выработку, заполнив дефицит предложения.