Материал раздела Основной

Нужен диалог: как производителям продуктов реагировать на санкции

Сегодня нужен диалог производителей и ретейла. Если не пересмотреть нынешние некорректные договоры, коммерческие условия и штрафные санкции, через 2–3 месяца продуктовые полки опустеют. Своими размышлениями о ситуации делится Глеб Козлов (Faretti)
Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Производители сталкиваются с рисками и убытками

Уже сегодня все производители пищевой отрасли, а следом и общепит, находятся в крайне тяжелом положении.

Во-первых, начались перебои с поставками упаковки и сырья, которые почти целиком состоят из импортных ингредиентов. Уже сейчас поставщики, в том числе и отечественные, взвинчивают цены (зачастую необоснованно) и требуют предоплату.

Вот немного цифр:

  • маргарин, из-за отсутствия пальмового масла, подорожал на 38%;
  • коррексы и пластиковая упаковка для кондитерских изделий — на 30–35%;
  • дрожжи — на 30%.

Это огромный удар для всей кондитерской отрасли. При этом у большинства производителей просто нет возможности работать по предоплате. Деньги от клиентов-сетевиков они увидят не раньше, чем через 40 дней, а привлечь заемные средства или инвестиции сейчас сложно, дорого, а иногда и невозможно.

Во-вторых, невозможно купить европейское оборудование, запчасти и расходники. Даже предоплаченное оборудование для производств застряло на зарубежных складах и не может попасть в Россию. В результате некоторые производства уже остановили работу либо сталкиваются с регулярными поломками оборудования.

Более того, иностранные контрагенты отказываются закупать российскую продукцию, тогда как многие отечественные производства ориентированы на внешние рынки.

Отдельно хотелось бы отметить, что производителям продуктов питания с длительным сроком годности приходится сейчас особенно сложно — почти все консервирующие добавки для увеличения сроков годности поставляются из Европы. В России аналогов практически нет.

Рекомендуем
Как начать торговать на маркетплейсе
Научитесь определять стратегию работы и масштабировать бизнес — на интенсиве РБК Pro
Пройти интенсив

Отягчающие обстоятельства

За предыдущие два года производители продуктов питания уже потеряли весь свой запас прочности и маржинальности. Поэтому текущую ситуацию они встретили, уже будучи в глубоком минусе.