В оценке контрагентов сегодня две крайности: либо огромный массив данных, которые предстоит обработать и проанализировать самостоятельно, либо «система светофор», которая далеко не всегда объективна. Где золотая середина, поясняет Валерий Маюшкин (UR-LI)
Оценка контрагентов всегда была значимой частью риск-менеджмента, включала много факторов для изучения. Вместе с тем недавние исследования говорят о том, что последовательный регламент проверки партнеров сформирован далеко не у каждой компании.
Охватить все
Оценка надежности контрагента — задача мультидисциплинарная и лежит на стыке компетенций бухгалтера, юриста, психолога, риск-менеджера и даже специалиста по PR (кто знает, какие репутационные издержки для бизнеса может принести одиозный фаундер).
В крупных компаниях сегодня этим занимается даже не штатный юрист, а служба безопасности. Но такие департаменты позволить могут себе не все, а ведущие проект-менеджеры иногда заменяют в одном лице перечисленные службы. Чтобы несколько упростить их жизнь, посмотрим на проверку контрагента глазами разных специалистов.
Юристы перед подписанием документов обязательно проверят, чтобы:
- регистрационные номера в госсервисах совпадали, а коды ОКВЭД отвечали реальным видам деятельности компании;
- не было приостановки операций по счетам от налоговой на протяжении восьми месяцев;
- компания не фигурировала в реестре неблагонадежных поставщиков, нарушивших условия по госконтрактам;
- организация не значилась в реестре массовых адресов, а ее руководители не были номинальными.
Бухгалтеры оценят финансовую отчетность, которую можно получить через специализированные ресурсы:
- не было ли резкого уменьшения стоимости основных средств и выручки, а также резкого роста кредиторской задолженности за последние три годы;
- не является ли прибыль нулевой, что маловероятно для реально действующего белого бизнеса.