Материал раздела Основной

За меня уже заплатили: когда не нужно идти в налоговую

Взаимодействие с налоговой — необходимость для всех компаний. Часто на это приходится тратить много личного времени, но это не всегда обязательно. Когда такую работу законно отдавать на аутсорс — в обзоре Екатерины Усовой, ведущего менеджера CMS Russia
Фото: Olya Kobruseva / Pexels
Фото: Olya Kobruseva / Pexels

Взаимодействие с налоговыми органами можно условно разделить на две группы: заочное и очное. В каких случаях в налоговой можно не появляться, а в каких — без этого не обойтись?

Заочное взаимодействие

Налоговые органы вправе запросить документы и пояснения по разным основаниям. Наиболее часто встречаются запросы в рамках камеральной проверки декларации (ст. 88 НК РФ) и вне проверки — по конкретной сделке (ст. 93.1 НК РФ). При этом закон отводит довольно сжатый срок на подготовку ответа:

  • если запрашиваются пояснения или документы в рамках встречной проверки — ответить нужно в течение пяти рабочих дней;
  • если запрашиваются документы по конкретной сделке — в течение десяти дней.

Немного больше времени будет у компании, если в коммуникациях с инспекцией она использует электронный документооборот. В этом случае закон предоставляет дополнительный, технический шестидневный срок, чтобы сообщить о получении и принятии требования. Нарушать это правило нельзя: это может привести к блокировке банковских счетов компании.

В каком формате можно ответить на требование налоговой?

Запрошенные документы и пояснения можно предоставить лично или через представителя, направить по почте заказным письмом либо передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.