РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Слушаю, но не слышу: почему руководителям сложно давать обратную связь

Мы привыкли оценивать всю информацию критически, поэтому легко замечаем нестыковки в речи собеседника и определяем ценность того, что нам говорят. Но такое критическое слушание не подходит для обратной связи. Почему — объясняет психолог Тереза Хьюстон
Фото: Mark Thompson / Getty Images
Фото: Mark Thompson / Getty Images

Из книги Терезы Хьюстон «Обратная связь. Как сказать все, что думаешь, и получить все, что хочешь», издательство МИФ.

Открывая книгу о конструктивной критике, вы, наверное, думали получить удобный разговорник с фразами на все случаи жизни. Но один из лучших способов показать, как важен для вас собеседник (прямо скажем, более трудный способ), вовсе не предполагает долгого выступления. Он предполагает внимание. Если вы хотите, чтобы человек услышал вашу критику, для начала нужно услышать его.

Нам всем не помешало бы поучиться слушать хотя бы потому, что люди, которые лучше слушают, добиваются больших успехов в профессии. Продавцы, которые умеют слушать, больше продают. Врачи, умеющие слушать, реже судятся с пациентами. Конечно, в медицине и торговле умение слушать — ключевой навык. Если прислушиваться к потребителям, легче предложить им продукт с нужными качествами. Если прислушиваться к пациентам, легче подобрать схему лечения без серьезных побочных эффектов. В обоих случаях принцип один: слушай внимательно и поймешь, какого кролика надо вытащить из шляпы.

Тем не менее внимание к собеседнику порой приносит совершенно неожиданные плоды и в других сферах. Возьмем сети быстрого питания. Когда руководители таких заведений прислушиваются к сотрудникам, снижается число несчастных случаев на кухне. Иными словами, если я работаю в McDonald’s и менеджер меня слушает, я гораздо меньше рискую порезаться или обжечься. Показателен и пример начальных школ. У педагогов, которые отмечают, что директор прислушивается к их мнению, ученики демонстрируют более высокую успеваемость. Иначе говоря, если я учу третьеклассников и администрация школы обращает внимание на мои слова, я лучше объясняю материал на уроках. Так что нельзя просто сказать: «Если вы меня послушаете, то поймете, что со мной делать». Это правда, но не вся. Есть продолжение: «Если мой руководитель меня послушает, я вложу больше сил в работу». Вот вам и совет № 4: слушайте внимательно и найдете новые источники мотивации.