Материал раздела Основной
Александр Куликов

Какие вопросы закон о «приземлении» ИТ-корпораций вызвал у рекламщиков

C 2021 года в России начал действовать закон, обязывающий зарубежные ИT-корпорации открывать филиалы. Из-за новых правил российская рекламная отрасль может сжаться на четверть, считает Александр Куликов, главный операционный директор «Игроник»
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

С января 2022 года в России начал действовать ФЗ-236 «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации», больше известный как «закон о приземлении». Он предполагает, что иностранные компании, чьи интернет-сервисы имеют в России аудиторию более 500 тыс. человек, должны открыть в здесь полноценное представительство или филиал. Среди других требований — создание формы обратной связи для пользователей и личного кабинета на сайте Роскомнадзора.

Закон предусматривает широкий спектр наказаний для нарушителей: принудительную маркировку в поисковой выдаче или удаление ресурсов из нее, запрет рекламы как самих интернет-проектов, так и на них, запрет на сбор персональных данных пользователей, ограничение платежей, частичное или полное ограничение доступа.

ФЗ-236 приняли еще летом 2021 года, но срок вступления его в силу был отложен до начала 2022-го — с тем, чтобы компании успели выполнить требования. В ноябре Роскомнадзор опубликовал предварительный перечень зарубежных юрлиц, которых априори касается закон. В списке оказались 13 корпораций, владеющих 22 крупными интернет-проектами или сервисами. В их число вошли, разумеется, Google (включая Youtube), Meta (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ) Platforms (Facebook (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ), Instagram (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ), WhatsApp), Telegram, Twitter и TikTok.

Meta (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ) и Google — источники спорного контента