Материал раздела Основной
Петр Батчиков
В сериале «Черное Зеркало» в 2016 году показали мир, где социальный статус человека определяется его рейтингом в социальных сетях. Непопулярный пользователь не может жить в модном районе и летать хорошими авиалиниями. При этом повысить статус он может, только вращаясь в нужных кругах. Чем меньше рейтинг, тем сложнее вписаться в социум, а чем маргинальнее пользователь становится, тем быстрее падает его рейтинг. Человек становится парией — включается стадный принцип, хорошо описанный, например, Уильямом Голдингом в «Повелителе мух».
Интересно то, что Китай уже начал внедрять похожую систему социальной геймификации. В капиталистическом мире эта модель тем более придется ко двору, поскольку позволит еще более эффективно и таргетированно стимулировать потребление. Например, если у человека хороший социальный статус (в новом понимании слова), банк снизит для него кредитную ставку.
Но не будем вдаваться в антиутопию, посмотрим на тренд более трезво. Сегодня геймификация проникает во все сферы жизни, не исключая бизнес. В некоторых отраслях она интегрирована особенно глубоко.
1. Финансовые технологии
Частные инвестиции — отрасль, переживающая бум. Банки активно конкурируют за мощный поток новых пользователей, которые, в свою очередь, не могут похвастать высокой финансовой грамотностью и нуждаются в информации относительно незнакомых им инструментов. На помощь приходит геймификация: банки используют игровые механики в своих инвестиционных приложениях, пользователи могут получать акции в награду за обучение, соревноваться с друзьями в успешности сделок и прочее. Такой подход уже реализовали, в частности, Тинькофф Банк и Альфа-банк.