Материал раздела Основной

«Яндекс» и Apple сделали ставку на экосистемы. Стоит ли за ними повторять

Крупные компании вроде «Сбера» или «Яндекса» борются за клиентов, создавая экосистемы. Как они устроены изнутри и какое будущее их ждет — разбирались эксперты из humex, red_mad_robot, Альфа-банка, «Ростелекома» и МТС
Фото: Courtney Clayton / Unsplash
Фото: Courtney Clayton / Unsplash

Почему корпорации строят экосистемы

Основная причина — тотальная цифровизация. Она началась еще в конце 1990-х, но развитие технологий, пандемия и массовый переход в онлайн заметно ускорили ее. На этой волне ИТ-корпорации сосредоточились на разработке собственных продуктов, а остальные — на покупке перспективных ИТ-стартапов. Экосистемы стали следующим логичным шагом: когда онлайн-сервисов стало слишком много, понадобилось объединить их хотя бы в рамках одной корпорации.

Рост экосистем идет параллельно с развитием суперприложений.

Суперприложение объединяет в себе несколько приложений. Например, заказ такси, доставку еды, финансовые и другие сервисы. Впервые термин использовал в 2010 году основатель Blackberry Майк Лизардис, описывая одно из приложений компании. Суперприложения устроены как экосистемы, но могут объединять сразу несколько организаций и брендов.

В Китае это WeChat, которым пользуются 1,2 млрд человек: общаются, знакомятся, заказывают товары и услуги, совершают платежи. В России первым суперприложением стало «Яндекс.Go», объединившее такси, каршеринг, а также доставку еды и других товаров. Свои экосистемы создают и другие компании. Директор по развитию цифровых технологий «Ростелекома» Леонид Новожилов рассказал, что на этот путь организацию толкнуло поведение пользователей. Они воспринимали продукты бренда как единое целое, хотя те развивались самостоятельно, без сквозной регистрации и единого платежного профиля.