РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Какие ключевые показатели отслеживаются логистами в FMCG

Эксперт ИД «Гребенников» рассказывает о шести показателях, которые используются западными производственными и розничными FMCG-компаниями для оценки эффективности логистических операций, и на примерах показывает, как вести расчет

1. Уровень (полнота) выполнения заказов

Это основной показатель, по результатам измерения которого оценивается удовлетворенность клиента качеством управления товарными запасами со стороны поставщика. Существует два подхода к его измерению — в единицах товара и в деньгах.

В единицах товара:

уровень выполнения заказов = 100% × (количество (стоимость) товара, отгруженного клиенту за период / количество (стоимость) товара, заказанного клиентом за период).

Пример 1: в прошлом месяце клиент разместил 100 заказов по 50 единиц продукции в каждом. Итого потребность клиента составила 5000 единиц продукции. По причине отсутствия товара на складе поставщик смог отгрузить в общей сложности 4900 единиц. Расчет: 100% х 4900/5000=98%.

Пример 2: в прошлом месяце клиент заказал товара на 1 000 000 руб. По причине отсутствия товара на складе поставщик смог осуществить отгрузку только на 950 000 руб. Расчет: 100% х 950000\1000000 = 95%.

«Денежный» метод. Он более справедлив, т.к. именно он отражает реальные потери бизнеса из-за дефектов в управлении товарными запасами. Для компаний, работающих в сфере розничной торговли, методика несколько иная, поскольку им зафиксировать реальную потребность клиента практически невозможно, но суть измерений от этого не меняется, т.к. основная цель показателя остается неизменной: оценить потери бизнеса. Как правило, для ее достижения оценивается доступность товара на полке, рассчитанная по следующей формуле:

доступность товара на полке = 100% × (1 — (количество комбинаций «продукт — магазин», по которым запас = 0 / общее количество комбинаций «продукт — магазин»),

где комбинация «продукт — магазин» — товарная позиция, которая должна присутствовать на полке магазина в соответствии с утвержденным продуктовым ассортиментом.

Пример 3: в ассортиментной матрице магазина представлено 100 наименований товара. Анализируемый период — одна неделя. Для измерения показателя нужно зафиксировать состояние доступного для продажи товарного запаса на конец каждого дня из анализируемого периода и определить количество товарных позиций, запас по которым был равен 0:

  • день 1-й — 95 наименований в наличии, 5 отсутствуют;
  • день 2-й — 90 в наличии, 10 отсутствуют;
  • день 3-й — 85 в наличии, 15 отсутствуют;
  • день 4-й — 80 в наличии, 20 отсутствуют;
  • день 5-й — 97 в наличии, 3 отсутствуют;
  • день 6-й — 96 в наличии, 4 отсутствуют;
  • день 7-й — 94 в наличии, 6 отсутствуют.

Расчет: 100% х (1 — 5/100 + 10/100 + 15/100 + 20/100 +3/100 + 4/100 + 6/100) = 91%.

2. Точность прогноза