Как определить, достигла ли компания своего расцвета
Акме как баланс между внутренним и внешним
Пока мы учимся себя осознавать, у нас почти нет ограничений, мы их просто не видим. Ребенок хочет стать Дедом Морозом, поваром и покорителем космоса. По мере взросления он понимает, что Дедом Морозом может стать только для самых младших в семье. И в космос, скорее всего, не полетит. А вот получить должность начальника цеха спецпитания по производству космической еды на заводе в Подмосковье — это реально. И, как ни странно, в такой цели воплощены все три мечты: ощущать себя причастным к чуду, способствовать освоению космоса, заботиться о том, чтобы люди были вкусно накормлены.
Наши мечты превращаются в цели только тогда, когда мы понимаем, что реально, а что нет. Возможности человека ограниченны, поэтому мы вынуждены делать выбор. При этом мы опираемся:
- на свои цели (что хочу?);
- свой потенциал (что могу?);
- общественный запрос (что нужно людям?).
Поэтому и организация в поиске своего акме всегда балансирует между амбициями, возможностями и требованиями социума. Что происходит с компанией, когда она теряет из виду общественный запрос? Когда-то из-за стремления стать безусловным лидером в пленочном производстве Kodak упустила момент, когда мир начал терять интерес к пленке. Появилась новая технология, и то, что компания считала своим потенциалом, быстро превратилось во «вчерашний день», а от тех направлений, где этот потенциал в действительности был, она слишком поспешно отмахнулась. Итак, мы подошли к важному выводу:
- определить акме организации можно только через создаваемую ею ценность для общества. Критерием акме является общественная польза, в идеале — общественное признание.
Другими словами, достижение акме — не синоним достижения поставленных целей. Можно стремиться к развитию технологии и даже добиться успехов в этом направлении, а у общества тем временем появятся совсем другие запросы, например экологическая безопасность.
Цели компании всегда должны быть синхронизированы с общественными, общечеловеческими. Только так она может рассчитывать на признание создаваемой ею ценности.
Типы организаций и акме
Генри Минцберг в своей книге «Структура в кулаке: создание эффективной организации» обозначил несколько ключевых типов организации, опираясь на основные параметры среды:
- простота — сложность, стабильность — динамизм.
Чем проще устроена внешняя среда, тем более централизованной является структура компании. Чем стабильнее внешний мир, тем бюрократичнее внутреннее устройство организации. И напротив, динамизм среды способствует живому и органичному взаимодействию внутри структуры, а сложность — децентрализации власти.
Исходя из этих параметров, Минцберг выделил шесть типов, у каждого из которых своя ключевая часть. От ее зрелости и устремленности зависит то, какие цели будет преследовать организация и какие средства для этого она будет выбирать.