Принуждение к миру: как управлять конфликтами в компании
Столкновение точек зрения, мнений, позиций — слишком частое явление корпоративной жизни, поэтому, чтобы выработать верную линию поведения в конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликт и как люди приходят к согласию. Рассмотрим на примерах типы конфликтных ситуаций, способы их предупреждения и урегулирования.
Сущность и типы конфликтов в организации
Внутриличностный конфликт
Внутриличностный конфликт стоит на одном из первых мест и в условиях дистанционной или гибридной работы проявляется в производственной сфере особенно остро. В условиях удаленной работы сотрудник находится в постоянном стрессе, к нему предъявляются завышенные или противоречивые требования, иногда он не готов работать под самоконтролем и верно расставлять приоритеты. Например, в ситуации, когда руководитель требует от него постоянного онлайн-присутствия, выражает недовольство тем, что сотрудник долго не отвечает на звонки или письма в мессенджере или не занимается срочными, по мнению руководителя, делами и поручениями (счетами, бумагами, отчетами), сотрудник испытывает стресс из-за невыполнимости всех дел.
Внутриличностный конфликт может возникнуть в результате того, что производственные корпоративные требования не согласуются с личностными психологическими особенностями или базовыми ценностями (баланс работы и личной жизни все понимают по-разному). Яркий пример: начальник в пятницу вечером объявил сотруднику об обязательности присутствия на работе в субботу или о срочной командировке в выходной, хотя у работника были собственные планы на личное время.
Внутриличностный конфликт проявляется стрессовой реакцией на рабочую перегрузку. Пандемия обострила такие конфликты, ведь гибридный рабочий день и работа вне офиса раздвинули рамки рабочего дня, лишив многих удаленных сотрудников полноценного сна и отдыха. К этому добавляются конфликты с домочадцами.
Рекомендация руководителю удаленных сотрудников — исключить звонки в нерабочее время и отточить свои навыки письменной коммуникации при постановке задач подчиненным, тогда многих конфликтов удастся избежать.
Межличностный конфликт
Межличностный конфликт — один из самых распространенных в организации. Как правило, он выражается в борьбе за ограниченные ресурсы (вакансии, бюджеты, финансы, проекты) и может проявляться как столкновение личностей, когда люди с разными характерами, опытом и квалификацией не ладят друг с другом.
Перечислим лишь некоторые причины такого рода конфликтов.