РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Почему российским компаниям трудно дается IPO — четыре причины

Гиперконтроль, розовые очки при взгляде на компанию, непрофессионализм руководства, отсутствие equity-истории мешают успешному выходу российского бизнеса на биржу, уверен Александр Иконников (Ассоциация независимых директоров) и поясняет, почему это так

Вопреки ожиданиям экономического кризиса и стагнации на мировых рынках наблюдается небывалый рост интереса к публичному размещению акций. Минувший год стал рекордным как по количеству — почти 3 тыс. IPO, так и по объему привлеченных средств — более $600 млрд.

Лидером ожидаемо оказался американский рынок — здесь на биржу вышло сразу 830 компаний. Вклад России — всего семь размещений за год, и это явно не соответствует доле страны в мировом ВВП. Несмотря на желание стать публичными, многих собственников бизнеса останавливает страх неудачи, вызванный в большей степени именно внутренними факторами. Что же это за факторы и как им противостоять ради достижения успеха?

Для понимания взаимосвязи нужно разобраться, что вовлекает бизнес в первичное размещение:

  • инвесторов — желание заработать больше депозитных ставок и рост ликвидности фондового рынка;
  • собственников и основателей — не только привлечение средств или получение нового инструмента оценки своих активов, но и возможность (особенно в российских условиях) обезопасить предприятие от недружественных внешних воздействий и иметь возможность продать его очень быстро;
  • для самой компании успешное IPO может стать источником устойчивого роста и развития. Все это можно назвать переходом в новую, более высокую лигу.

Иерархично публичные компании стоят наверху «пищевой цепочки» рынка. В какой-то момент и менеджмент, и совет директоров осознают, что нужен сильный, амбициозный импульс к развитию, новая планка, — и первичное размещение выполняет эту функцию.

В существующих реалиях IPO становится базовым инструментом повышения акционерного баланса, когда компания получает множество точек опоры. Понимая это, собственники нанимают дорогих консультантов, проводят независимый аудит, начинают разбег… и в некоторых случаях спотыкаются, сбрасывают темп или останавливаются.

Анализ показывает, что особенно сложно не быть публичной компанией для лидера отрасли, который всегда в фокусе внимания, даже если речь идет о нишевом лидерстве. Если лидер не реализовал свой потенциал, придут те, кто его реализует. В свое время у Евгения Чичваркина («Евросеть») была прекрасная возможность провести IPO, которое бы дало ему дополнительную защищенность и ликвидность. Он решил подождать, надеясь, что через некоторое время бизнес будет стоить значительно дороже. А бизнесмен, который думает приоритетно только о кеше, часто проигрывает. Он упустил шанс и потом упустил компанию.

Четыре помехи

Достаточно часто сложности в подготовке к первичному размещению в компаниях списывают на неблагоприятную конъюнктуру рынка. Это, конечно, веский довод. Но, помимо него, есть и субъективные моменты, которые можно скорректировать заранее.

Безопасность собственника

Безопасность собственника прямо связана с темой гиперконтроля. Для России характерна скромная, по международным меркам, свободная доля акций на открытом рынке. Компаний, имеющих более 50% акций в свободном обращении, очень мало. Известные примеры — «Детский мир», «Магнит», «Московская биржа». Но даже «Детский мир», перешедший от концентрированного владения АФК «Система» к дисперсной структуре капитала, в результате консолидации все равно имеет мажоритарного акционера. А значит, если говорить в целом, бизнес зависит от судьбы ограниченного круга владельцев.

Есть несколько базовых причин, обусловивших такую концентрацию капитала.