Как SCM сокращает простой транспорта на 70% и затраты на 30%
SCM vs управление «по старинке»
Основной и неоспоримый плюс SCM состоит в том, что в первую очередь система обеспечивает эффективную работу с учетом синергии оборотного капитала. Экосистема SCM не сфокусирована на рентабельности ресурсных активов. Старая школа диктует нам удешевление логистики одного звена цепи поставок и попытку встроиться в промышленную логистику с целью окупаемости только подвижного состава. Такие схемы взаимодействия обречены на неудачу, потому что более низкую стоимость всей цепи сможет обеспечить только поставщик комплексной услуги: бесперебойная загрузка (например, компоновка встречных грузопотоков) должна сочетаться с контролем и удержанием процесса в одних руках. Подобный вариант окажется жизнеспособным только при условии, что провайдер услуги будет сосредоточен на софте и в обязательном порядке интегрирован со всеми участниками цепи. Цепочка поставок состоит из нескольких звеньев:
- магистральная перевозка;
- складская обработка груза на входе;
- внутрипроизводственная логистика;
- складская обработка груза на выходе;
- доставка в рамках системы дистрибуции.
По своей сути SCM — это единая структура с программным обеспечением, с помощью которой можно аккумулировать информацию о всех операциях и управлять ими. Она позволяет сосредоточить процесс в одних руках и полностью автоматизировать управление. Каждое промышленное предприятие нуждается в том, чтобы структурные подразделения бесперебойно обеспечивались сырьем, материалами — товарно-материальными ценностями (ТМЦ), для чего необходимо составить сетевой график подачи ресурсов. Снабженцы старой школы отрабатывают процесс поставки по принципу «запастись на два месяца вперед», однако в современных реалиях необходимость в тех или иных ТМЦ ограничивается одной неделей.
В денежном выражении разница очевидна: при расчетах потребностей на два месяца в складские запасы вкладывается 1 млн руб., а на одну неделю — всего 200 тыс. руб. При смене подхода мы наблюдаем сокращение складских запасов и снижение нагрузки на оборотный капитал на 80%. Подобная схема поможет обеспечить бесперебойность поставок. В своей практике мы используем модальные магистральные перевозки: при доставке груза железнодорожным транспортом в какой-то момент понимаем, что складские запасы выходят в «красную зону» (то есть их объем становится критически низким), и меняем вид транспорта, часть товаров перегружаем в фуры и успеваем восполнить их запас на складе, тем самым не давая процессам рассыпаться.
Рассмотрим описанные принципы управления запасами на примере компаний Toyota и General Motors. Система логистики General Motors обеспечивает наличие запасов ТМЦ на условный автомобиль на сумму около $500. В Toyota значение того же показателя составляет $50. Иными словами, складские запасы General Motors (вложенные оборотные средства) могут обеспечить бесперебойную работу в течение десяти месяцев. При расчете стоимости реализации автомобиля сумма $500 не кажется колоссальной, но это в десять раз меньше, чем у компании Toyota, и при этом ее нагрузка на оборотный капитал намного меньше. Toyota добилась высоких результатов благодаря качественному планированию и управлению цепями поставок.
О планировании
В SCM главенствующую роль играет планирование, которое выступает фундаментом для создания и эффективного функционирования системы. Здесь важно учитывать и снабженческий, и сбытовой поток, и внутрипроизводственную логистику. В случае ошибочного выстраивания системы планирования на предприятии внедрение SCM становится очень трудоемким процессом, потому что система управления любит порядок. Если планирование хаотично, то возникновение неликвидных запасов становится частым явлением, переполнение склада — нормой, а замораживание оборотного капитала — логичным следствием. Как же должен выглядеть идеальный порядок на предприятии?