Материал раздела Основной
Компании, которые реализуют товары известных брендов, сталкиваются с проблемами. Риск возникает, если у них нет разрешения от правообладателя товарного знака, который располагается на упаковке. Претензии можно получить не только от самих правообладателей, но и со стороны правоохранительных органов о том, что у компании нет правовых оснований для ввода товаров в оборот.
Изначально компании уверены, что не нарушают закон, поскольку можно использовать товарные знаки на продукцию, которую ввел в гражданский оборот сам правообладатель или предоставил такое право другим лицам (ст. 1487 ГК). Этот процесс называется исчерпанием права.
Проверить это можно по маркировке — специальному штрихкоду на товаре. В системе маркировки такой продукции присваивают уникальный идентификационный код. По нему можно отследить движение товара с момента производства или импорта до продажи. Кроме того, маркировка служит для защиты правообладателя от посягательств на «индивидуализирующую» составляющую товаров, которые он реализует. Сам по себе принцип исчерпания права имеет скорее экономическую природу, чем правовую. Именно поэтому законодатель сформулировал правовую норму довольно емко, и, казалось бы, она не предполагает исключений из общего правила.
Вместе с тем на практике появились случаи, когда исчерпания прав на товарный знак не происходит.
Чтобы подтвердить факт несанкционированного использования товарного знака, правообладателю-истцу достаточно заявить об отсутствии у третьего лица согласия на его использование.
Что говорят суды. Бремя доказывания законного использования товарного знака возлагается на ответчика. Именно он должен доказать, что соблюдал требования законодательства об интеллектуальной собственности, а также что получил все соответствующие разрешения на использование товарного знака в своей хозяйственной деятельности (решение АС Москвы от 23.09 по делу № А40-98997/2020, постановление СИП от 19.08.2021 по делу № А28-11864/2020).
Проблемы и решения. Неблагоприятная эпидемиологическая обстановка стала ключевой причиной, по которой продавцы стали массово реализовывать свою продукцию на площадках электронной коммерции — маркетплейсах. Так, организации являются информационным посредником (ст. 1253.1 ГК). Следовательно, они несут ответственность за нарушение исключительных прав. Чтобы снизить риски, маркетплейсы должны запросить у продавца информацию о его маркировке, в том числе письмо-согласие на использование товарного знака. Это нужно сделать перед тем, как разместить карточку товара в интернете. Подобный защитный механизм позволяет информационному посреднику утверждать, что он не знал и не должен был знать о неправомерности своих действий. Тем самым он сможет освободиться от ответственности (постановление 9ААС от 11.08.2021 по делу № А40-64165/2021).