Почему компании тратят миллионы на консалтинг и не получают эффекта
Почему корпорации тратят деньги на консалтинг впустую
Сегодня самый востребованный вид консалтинга — это стратегия для цифровой трансформации. На «цифру» приходится 57% от всех доходов российских консалтинговых компаний.
Для корпоративного сектора (особенно госкорпораций) цифровизация — тяжелый и болезненный процесс из-за того, что, как правило, речь идет об очень консервативных компаниях со сложной иерархией и устоявшимися бизнес-процессами. Не все понимают, что цифровизация — это про глубинные изменения, а не просто переход от аналоговых инструментов к цифровым. В итоге компании приходят к консультантам с запросом на трансформацию без понимания того, как они будут реализовывать эти цели на практике.
Чтобы стратегический консалтинг приносил эффект, нужно не просто вкладывать миллионные бюджеты, а подготовить внутренние ресурсы и понять, как и за счет чего вы будете проходить этот путь. Другими словами, нельзя вкладывать только в стратегический консалтинг, игнорируя этап воплощения стратегии.
Как не выбросить деньги на ненужную стратегию
Разработка стратегии в рамках цифровой трансформации — самая дорогая часть в консалтинге. Тем обиднее, если эти деньги будут потрачены впустую: например, из-за отсутствия квалифицированных топ-менеджеров, неверной оценки ресурсов или сроков. Трансформация — это не только перестройка бизнес-процессов и оргдизайн (изменение и пересмотр оргструктуры). Она также предполагает внедрение ERP-систем, изменение набора продуктов и услуг, культурного кода и вектора развития компании.
От консультантов ждут, что они напишут готовую стратегию и за ручку проведут компанию прямым путем до цели с помощью готовых и упакованных решений. Но трансформация предполагает, что компания движется не просто из точки А в точку Б, а попутно пересматривает свои цели и задачи в зависимости от меняющихся условий. Поэтому готовая стратегия, которая обеспечит стабильные результаты на пять лет вперед, — это скорее миф.
Второй важный момент — это готовность компании к трансформации. Нужно тщательно оценить, на каком этапе она находится, есть ли у нее ресурсы для глобальных изменений: финансовые, материальные, человеческие. При этом учитывать, что трансформация займет 5–7 лет — для России это очень долгий горизонт планирования.